Прощальный танец Айседоры
Айседора Дункан.Хореографический спектакль «Айседора» в постановке театра танца «Болеро» хорошо знаком братчанам. Несколько раз в год танцевальный коллектив представляет на суд зрителей свое творчество. Но в очередном сольном концерте солисты театра танцевали на сцене «Айседору» в последний раз.
Жизнь Айседоры Дункан, великой американской танцовщицы, окружена легендами. Танцевальный революционер своего времени, проповедовавший «высший разум в освобожденном теле», восставшая против общества, экстравагантная и свободная от предрассудков, Айседора никогда не была абсолютно и безоговорочно счастлива. Любовь и боль, обретение и предательство, творчество и признание – все это настолько тесно переплелось в ее жизни, что хватило бы на несколько судеб. Она жила в нищете, и в тринадцать лет бросила школу, всерьез занявшись танцами и самообразованием. Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку. Разочарования в личной жизни преследовали ее неотступно. Айседора лишь однажды вышла замуж, за Сергея Есенина. Трое ее детей погибли, и она никогда не оправилась от этой утраты.
Разве такой сложный, многогранный и глубоко драматичный образ можно воссоздать в танце? С первых же минут театр танца «Болеро» ответил на этот вопрос. Музыка Баха, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова моментально переносила зрителей на сто лет назад. Вот она, Айседора, совсем еще ребенок. Вот она юная девушка, молодая женщина, зрелая дама. И во всем ее одиночестве, сквозящем в каждом ее шаге, в каждом ее вздохе, Дункан неизменно сопровождают четверо. Четыре музы, которые никогда не покидали танцовщицу: голубая – муза ее творчества, яркая, новаторская, необычная
Удивительная жизнь Айседры в воплощении Даши Неустроевой никого не оставила равнодушным. Временами в зале почти физически ощущалось напряжение, накал, от которого в душу закрадывалась необъяснимая тревога. Все знают – вот он, Сергей Есенин, «похабник и скандалист», принесший столько счастья и столько слез «своей Изадоре». Все знают: вот он, красный шарф, этот яркий аксессуар, вписавший свою кровавую строку в судьбу танцовщицы. И вот она – развязка? Вывернутая наизнанку душа танца и смятение и сострадание зрителей слились воедино.
Сама Дарья признается, что, когда два года назад начинала играть Айседору, было очень сложно и очень интересно. С одной стороны – юный возраст солистки ансамбля. С другой – целая жизнь и три возраста, которые надо воплотить на сцене. И все же Даша справилась, вошла в эту жизнь и, прожив ее однажды, раз за разом проживала ее на сцене. И каждое выступление – с новым пониманием, новым ощущением, новой болью. Искренность, с которой девушка танцевала чужую судьбу, нашла отклик в зрителях.
Второе отделение концерта оказалось менее трагичным, но ничуть не менее насыщенным. Оживленно-озорные хореографические зарисовки «Бабочки» и «Сенокос» в исполнении младшей группы театра, минорно-пленительные «Роман» и «Вальс», обжигающе пылкая «Итальянская мелодия», забойный «Ирландский танец»? Поклонники классики, эстрадного танца и стиля модерн – в репертуаре театра «Болеро» нашлись постановки на любой, самый взыскательный вкус. А дополняли праздник танца волшебное звучание скрипок Андрея и Максима Недайвода и страстность саксофонов Андрея Гаврикова и Дмитрия Полиенко. Представили солисты театра и несколько премьерных постановок: шуточную зарисовку «Степ», лиричную «Колыбельная», «Цыганский танец» и «Танго».
Молодой, самобытный и удивительный коллектив «Народный театр танца «Болеро» существует в Братске на протяжении более пяти лет. Сейчас в репертуаре театра несколько хореографических спектаклей и почти два десятка зарисовок. И коллектив постоянно ищет новые пути для творчества.
В жизни, чтобы сделать шаг вперед, часто приходится отринуть старое, пусть выстраданное и любимое. Справедливо это и для танцевального коллектива. Хореографический спектакль «Айседора» теперь навсегда останется только в памяти братчан. Что ждет поклонников ансамбля в будущем? Руководитель театра танца «Болеро» Галина Гусарова пока не раскрывает всех секретов, ведь новое творение нужно выносить. Но можно быть уверенным в одном: в репертуаре театра в скором времени обязательно появятся новые, не менее эффектные по зрелищности и раскаленные по эмоциональности произведения.