Татьяна Мошкина: фанатичный творец и раба танца
Боевое крещение
А началось все в далеком детстве в уральском городе Касли, когда Таню и ее одноклассников первая учительница Тамара Шестокрицкая привела заниматься танцами в Дом пионеров. Кастинг, на котором в качестве испытания был переменный шаг, весь класс прошел успешно. И только Таня никак не могла понять, как можно шагать под такой ритм, и с заданием не справилась. Однако уже на первом году занятий настойчивая и трудолюбивая девочка быстрее других разучивала сложные движения, и стала солисткой. Однажды на генеральной репетиции праздничного концерта во время исполнения номера «На рыбалке» парни выносили Таню-рыбку в марлевом сачке, вдруг ткань разошлась, и юная танцовщица упала на сцену. Так состоялось боевое крещение, благодаря которому девочка связала с танцевальным искусством свою жизнь. Танец стал ее профессией.
Сначала она окончила отделение хореографии Новосибирского училища культуры, потом выучилась на режиссера-хореографа в Челябинском институте культуры. Родители, одержимые романтикой, уехали в Братск, а Татьяна осталась на Урале, где четыре года руководила танцевальным коллективом в Златоустье. Там же вышла замуж, родила дочку Дашеньку и вскоре переехала к родным.
Школа сибирских цветов
Братск для Татьяны Мошкиной стал не только второй родиной, но и городом, в котором прошло ее становление как творческой личности. В 1984 году, придя в новый Дворец металлургов, она набрала группу из студенческой и рабочей молодежи и стала разучивать с ними танцы. Спустя девять месяцев ребята, которые прежде не танцевали, успешно выступили перед братчанами с отчетным концертом. В это время в город приехали выпускники Кемеровского института культуры, хореографы Олег и Виктория Гавриленко, и Татьяна передала им своих взрослых воспитанников, а сама взялась работать с детьми.
Первый набор - 10 девчушек. Но молодому хореографу нравилось, когда ничего не умеющий ребенок через час уже что-то делал, через два у него получалось чуть больше, а через год он уже танцевал. И это превращение у нее до сих пор вызывает невероятное чувство радости. Татьяна Мошкина убеждена, если человек хочет танцевать и готов работать, то уже через год он будет выступать. Конечно, не на сцене большого театра, но, как минимум, на городской сцене.
С легкой руки первого художественного руководителя Макса Рудаева и первого директора Дворца Галины Рожкиной коллектив назвали «Жарками». В сентябре этого года он отметит свое 25-летие. И это уже не просто танцевальный ансамбль, это - настоящая школа танца, созданная Татьяной Мошкиной. Здесь преподают классический танец, народно-сценический танец, актерское мастерство. Имеется мужской класс, гимнастика для девочек, силовая гимнастика для мальчиков, класс французского языка. Работает психолог. До недавнего времени были отделения вокала и живописи. Занимаясь с ребятами, Татьяна Васильевна умудрялась соединять функции педагога и балетмейстера, хозяйственника и администратора. Она не только обучала основам хореографии, но и ставила танцы, подбирала к ним музыку и костюмы. Кроме того, организовывала выступления «Жарков» на концертах, конкурсах, фестивалях. Где только не побывали ее воспитанники - в городах Сибири и Дальнего Востока, на Урале и в Москве, а также в Польше, Греции, Италии, США, Канаде, Англии, Египте. И отовсюду они возвращались с наградами. Безусловно, немалая заслуга в этом и хореографов, которые работали бок о бок с нашей героиней - Галины Герасименко, Альбины Мустафиной, Евгении Гуровой и Евгении Панченко.
Наряду с артистичностью, музыкальностью и пластичностью, жарковцы научились коммуникабельности, уравновешенности, доброжелательности, а главное - трудолюбию.
Сегодня тысячи ее учеников разъехались по миру. И педагог уверена - ни за кого ей не придется краснеть. Ведь все они любят танец. Ее заветная мечта - создать профессиональную школу танца с тем, чтобы в будущем в Братске появилась профессиональная танцевальная труппа, вроде московского ансамбля Игоря Моисеева или Красноярского ансамбля Михаила Годенко.
Достойная смена
Три года назад Татьяне Мошкиной предложили возглавить коллектив ТКЦ «Братск-АРТ». Отказать она не могла - в тот момент кто-то должен был взять на себя ответственность за судьбу ее родного дворца культуры. И поскольку эту роль доверили ей, она считала себя обязанной возглавить коллектив на данном этапе. Но кому передать свое детище - театр-студию танца? Чтобы не порушить созданную систему, нужен был надежный человек. «Мама, пожалуйста, позволь мне возглавить «Жарки»! Я постараюсь тебя не подвести»! - воскликнула дочка. На тот момент она окончила факультет международной экономики Иркутского госуниверситета и работала в компании «Байкалвестком». Тем не менее, Дарья всегда мечтала оказаться в сфере культуры, а учиться экономике пошла по настоянию родителей. Сама, ни разу в жизни не пожалев, что посвятила себя хореографии, Татьяна Мошкина не хотела обрекать дочь на нищенское существование, ведь культура была в загоне. На этот раз Даша настояла на своем.
Татьяна очень переживала и за дочку, и за коллектив. Поначалу помогала. Все время контролировала - что за репертуар готовят, как занимаются, в каком направлении идут, какие педагоги работают? Теперь она всецело доверяет дочери. Видит, что созданная ею система сохранилась, более того, усовершенствовалась. Девушка пошла дальше мамы-педагога, хореографа. Времена меняются, мир идет вперед, и креативный молодой руководитель прекрасно соответствует нынешним реалиям, что доказал недавний сольный концерт «Жарков», который от начала и до конца - результат труда Дарьи Мошкиной.
«Созидай и не обладай»
Соглашаясь на должность руководителя учреждения, Татьяна думала, что легко с этим справится. Ведь административной деятельностью приходилось заниматься и раньше. Достаточно саккумулировать работу всех служб ТКЦ, и машина поедет. Но не успела она сесть в директорское кресло, ее словно холодной водой окатили: творческому работнику пришлось и сантехником стать, и в кровельных вопросах разбираться. Не легче было и с творческими проблемами. Нужно сделать программу - не хватает денег, надо подключить спонсоров - а они не откликаются на призывы.
Началось познание профессии методом проб и ошибок, без которого, впрочем, даже подготовленные руководители никогда не обходились. Но Татьяна Мошкина умеет превращать «надо» в «хочу». Она любит свой «Братск-АРТ», людей, с которыми здесь каждый день встречается. Ей интересно работать с неугомонными творческими личностями. Она не признает солдафонский подход к делу. «Когда нет инициативы и предпосылок для творчества, скучно жить», - говорит Татьяна Мошкина. Подспорьем в работе служат ее умение «играть в команде» и быть снисходительной к недостаткам других людей. Как деловая женщина, она знает, куда и как надо идти. И чтобы делать это профессионально, она снова пошла в университет, где недавно получила диплом по специальности культуролог.
За рутиной работу директора мало кто видит. Она растворяется. Наверное, так и должно быть. Между тем за каждым шагом - и ремонтом театрального зала, и передачей инвестору цокольного этажа, и выделением театра кукол в отдельную структуру, и переходом в первое в регионе автономное учреждение - огромная работа.
Татьяна Мошкина никогда не почивает на лаврах, никогда не останавливается на достигнутом. Глядя на эту хрупкую женщину, диву даешься: откуда она черпает силы и оптимизм? В ее жизни, скрытой от любопытных глаз, было всякое - предательство друзей, расставание с любимым, проблемы со здоровьем, но эта удивительная женщина перенесла все тяготы стоически, иначе не умеет.
Между тем и у сильной женщины бывают минуты слабости. Иногда ей хочется отказаться от директорского кресла и снова вернуться к своим ребятам. Но полтора года назад она при поддержке своих заместителей разработала программу стратегического развития ТКЦ и понимает, что не имеет морального права бросать на полпути начатое дело. Казалось бы, странно, на дворе кризис, а директор ТКЦ говорит о развитии. «В момент кризиса можно и нужно проводить политику инноваций, политику развития. Да, тяжело. Но когда-то кризис закончится. И нынешние шаги на перспективу окупятся сторицей», - объясняет Татьяна Мошкина.
Ее трудолюбие граничит с фанатизмом, причем, эта особенность присуща ей вне зависимости от должности. «Она была и остается генератором самых креативных и смелых идей, наверное, поэтому с ней одновременно интересно и сложно работать», - отзываются о своем руководителе сотрудники ТКЦ.
«Созидай и не обладай, трудись и не ищи выгоды, достигай и не гордись». Эти слова древнего философа Татьяна Мошкина сделала девизом не только своей жизни. Их сегодня можно прочитать в фойе ее нового детища - ТКЦ «Братск-АРТ».