Волею случая и сердца
Людмила Потапова - по образованию филолог. Почти полтора десятка лет отдала школе. Но в какой-то момент врачи стали настоятельно рекомендовать сменить профессию. Решение далось нелегко... И вот она в Братске
1973 год. Жарким летним днем Людмила Иннокентьевна ехала в автобусе. Город знала еще плохо, поэтому удивилась, когда на автостанции не все пассажиры вышли на остановке. «Интересно, куда же он идет дальше?» - подумала она и снова села в автобус. Справа и слева лес, а впереди высокие дымящиеся трубы.
- Это же Братский лесопромышленный комплекс, ударная комсомольская стройка! Надо все осмотреть, - вспоминает свои ощущения Людмила Иннокентьевна. - Останавливаюсь у проходной, смотрю на корпуса завода. Какие громадные! И все это возведено руками моих сверстников... Тихо иду обратно и над входом в управление вижу вывеску: «Отдел кадров». Как говорится, попытка не пытка. Вхожу, интересуюсь. Да, в многотиражную газету «Братский целлюлозник» (так тогда назывался «Братский лесохимик») требуется корреспондент. Так волею случая (и сердца!) я начала работать в редакции.
Тогда газета, можно сказать, была триедина: собственно газета, редакция радиовещания и светогазета (бегущая строка). Потапова числилась редактором радиовещания и одновременно работала в «Целлюлознике». С самого утра шла в управление, брала сводку о работе предприятий за истекшие сутки, быстро ее обрабатывала, разумеется, в дополнение к другим текущим материалам, потом бежала в радиорубку, где уже в качестве диктора записывала все это на пленку обыкновенного катушечного магнитофона. Все делалось в темпе, ведь первый выпуск радиогазеты должен был выйти ровно в 11 часов. А следующий, уже для вечерней смены звучал в 16.00.Особенно напряженно приходилось работать в дни ленинских субботников. Тогда за день выходило три свежих выпуска о результатах работы смен на заводах, на уборке предзаводских территорий и так далее.
Но больше ей все-таки нравилось работать в газете. Начало 70-х годов - время интересных и важных событий. Строились и вводились новые мощности - целлюлозное производство №2, хлорный и фанерный заводы, осваивали выпуск древесноволокнистых плит; торжественно встречали первый троллейбус... Людмилой Потаповой и ее коллегами писалась история Братского ЛПК.
За корреспондентами были закреплены определенные заводы. Людмиле Иннокентьевне в разное время приходилось бывать на ЗДВП, ЛДЗ, ЦЗ-2, БЛХЗ, хлорном заводе, в лесном порту, ПЖТ, подсобном хозяйстве комплекса. Одним словом, практически на всех производствах. Сколько директоров, начальников цехов, мастеров и рабочих довелось встретить, сколько интересных людей... Помнит, после пожара на втором заводе в 1985 году на его восстановлении работали круглосуточно на протяжении четырех смен, и все смены, то есть даже ночью, на заводе были и корреспонденты, и художник - выпускали «молнии».
Много настоящих профессионалов трудилось рядом с ней все 30 лет. Это первый редактор Петр Ильич Богданов, яркая поэтическая натура Лариса Афанасьева, известный пушкиновед Семен Саунин, чуткая и душевная Ольга Астафьева, бескомпромиссная Раиса Абанина, исполнительная Галина Македонская, увлеченный типографским делом Анатолий Копачинский, известный всему городу фотокорреспондент Георгий Денисов, бессменная секретарь-машинистка, а позднее корректор Светлана Кузнецова и другие. С каждым годом и десятилетием газета становилась интереснее, значимее и все более востребованной. Ее выписывали не только в городе, но и во многих поселках Братского района. Наладилась связь «Читатель - газета - читатель». В редакцию писали даже дети. Значительно вырос тираж, и «Братский лесохимик» стал достойным конкурентом первой газете города - «Знамя». Кроме того, «Братский целлюлозник» в 1982 году по итогам смотра-конкурса многотиражных газет целлюлозно-бумажной отрасли был признан победителем и награжден Почетной грамотой.
- А самое главное - это замечательная атмосфера в коллективе, когда на работу хотелось идти, и мы шли с радостью, - отмечает моя героиня. - Особенно это чувствовалось при редакторе Ольге Астафьевой.
Сколько курьезов случалось в редакции в те далекие 70-80 годы. Чего стоит только один такой заголовок в газете: «КС УКП на БЛХЗ»! Ни за что не догадаешься, что это может означать.
- Это комплексная система управления качеством продукции на биолесохимическом заводе, - с улыбкой поясняет Людмила Иннокентьевна. - Настоящий перл, не правда ли? Или еще пример. Вышел очередной номер. Как водится, мы посмотрели, вроде все нормально. И вдруг звонок телефона: «Вы что там, офонарели? Такой ляп допустили!». Снова берем газету. Ничего не понимаем. «В чем дело?». - «Да вы на снимок на последней полосе посмотрите». Разглядываем в несколько пар глаз, и опять ничего не замечаем. «Да у вас спортсмен прыгает не через планку, а под планкой». Какая у нас была реакция, это надо видеть. Сначала гомерический хохот, а потом почесывание в затылках.
За все эти годы ни один выпуск газеты не был сорван. Она должна выйти в назначенный день, несмотря ни на что. Бывали и в цейтноте. К примеру, материалы надо сдать срочно, и времени почти не осталось, а Ларису Афанасьеву вдруг посетила муза, и она быстро набрасывает стихи. Людмила Потапова помнит их до сих пор.
Зачем отправил ты меня
В тот цех, что варочным зовется?
Путеводитель не дается.
Конечно, не туда зашла.
Там хлор витал, там ни души.
Лишь вдалеке мелькнула маска.
Подумала: попала в сказку.
Садись под емкость и пиши...
Были периоды, когда сверху спускалась очередная директива, которую нужно выполнять. Однажды Петр Богданов категорически запретил штатным корреспондентам подписывать материалы в газете своими фамилиями. «У нас рабочая газета, и она должна создаваться рабочими корреспондентами», - говорил он. Сотрудники должны были представить ему списки своих рабкоров. Что потом из этого получилось? Да все просто. Зачастую писали сами корреспонденты, а потом знакомили «рабкоров» с содержанием текстов и ставили их фамилии. Так что не прижилась эта директива.
- А потом редактор решил укрепить дисциплину в коллективе, потребовав расписывать по минутам, как мы используем рабочее время, - дополняет Людмила Иннокентьевна. - Мы завели дневнички, где писали: с 9.30 до 9. 50 - дорога, допустим, на ЛДЗ, (машины в редакции тогда не было, и на все производства ходили пешком). С 9.50 до 11 часов - встречи с коллективами смен и т.д. Редактор постоянно проверял наши записи, пока однажды не попросил одного из нас пояснить, что значит запись: с 14 до 14.20 - естественные нужды.
Вот такие воспоминания навеял на мою героиню приближающийся 45-летний юбилей родного «Братского лесохимика». Ветеран труда, корреспондент газеты «Братский лесохимик» 70-90 годов Людмила Потапова удивляется, как вырос «мальчик» и, конечно, желает любимой газете еще долгих-долгих лет.
Марина МАЛЫГИНА
Фото из архива
Людмилы Потаповой