Игра до последнего дыхания
«Николай Гайдар. Жизнь в искусстве». Так называется экспозиция, открывшаяся в музее «Братскгэсстроя» и посвященная памяти старейшего актера нашего города.
Последние десять лет жизни Николай Васильевич служил в Братском драматическом театре, куда перешел уже в солидном возрасте из театра кукол. Там он с 1968 года работал актером, режиссером и даже?бутафором! Ему было интересно все! Вот эта жадность до всего нового и неизведанного и привела его в конечном итоге на драматическую сцену. Да и то многое, что зрело внутри долгие годы, искало выхода, жаждало быть высказанным, прожитым именно на драматической сцене.
Так появились самые запоминающиеся роли Гайдара, такие как Порогин в спектакле «Уходил старик от старухи» Семена Злотников, режиссер Константин Магидин. Тогда Николаю Гайдару и его партнерше актрисе Ирине Кузнецовой удалось создать на сцене удивительно гармоничный ансамбль, хотя Ирина была намного моложе своей героини в реальной жизни?
Они еще раз были сценическими мужем и женой в одном из лучших спектаклей Братского драматического-«Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова, который поставил режиссер В.Зверовщиков. Она - пленительная красавица Елена Андреевна, он- занудный подагрик профессор Серебряков. Этот актерский дуэт был настолько гармоничным и отточенным, что играть спектакль без Гайдара-Серебрякова пока не представляется возможным?
Вспоминается весна прошлого года, суета в театре перед поездкой на гастроли в Красноярск. Николай Васильевич болен - сердце, и, кажется, уже заявленный в гастрольном репертуаре «Дядя Ваня» так и не будет сыгран для красноярцев. Но в последний момент актер все же решается на поездку, отбросив все сомнения и страх. И бегает по Красноярску с молодым задором, с блеском играет не только в «Дяде Ване» но и в комедии «Номер Люкс», которую очень любит. В роли управляющего гостиницей он был невероятно проворен, игрив, глаза так и светились озорством!
Окрыленный удачными гастролями, Николай Гайдар приступает к работе над моноспектаклем по книге Марка Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого - епископа и хирурга», с увлечением пишет инсценировку, подбирает музыку?
Он умер в разгар сезона. Текст несостоявшегося моноспектакля о духовном подвиге человека так и остался лежать на гримерном столике?
Экспозиция, посвященная Гайдару, тоже, по сути дела, рассказ о подвиге. О ежедневном, незаметном подвиге провинциального актера. На стендах выставки разместились фотографии разных лет и разных спектаклей, газетные публикации, посвященные творчеству артиста, личные вещи. Интересным дополнением стали реквизит и костюмы, в которых актер выходил на сцену.
«Николай Гайдар. Жизнь в искусстве?» ждет посетителей до самой осени. А после ее планируется расширить и превратить в постоянно действующую и посвященную истории Братского драматического театра.