Учитесь восхищаться и, восхищаясь, учитесь
Известный в музыкальном мире педагог Натан Перельман в своей не менее известной книге «В классе рояля» писал о необходимости так называемых «уроков восхищения» для будущих музыкантов.
«Заразить восхищением! Не думайте, что это легко и просто! Заразить можно не мнимой болезнью, а подлинной. Кроме того, часто наталкиваешься на стойкий иммунитет против «болезни восхищения».Учитель, заметивший у ученика симптомы привитого восхищения, испытывает чувство врача, обнаружившего симптомы выздоровления у больного» - эта блестящая, не лишенная иронии мысль, как мне кажется, применима не только по отношению к музыкальной педагогике, но и к педагогике вообще? Любое, по-настоящему усвоенное знание –это знание, глубоко задевшее эмоциональную сферу. Здесь, на мой взгляд, и запрятаны корни кризиса нашей образовательной системы...Слишком много у нас учителей с хорошим иммунитетом против такой, жизненно необходимой болезни, как восхищение!
В детской школе искусств N3 более десяти лет существует Академия музыки, которая по нескольку раз в год представляет братчанам выдающихся музыкантов, организуя их концерты и мастер-классы в нашем городе. Эти встречи с исполнителями высочайшего уровня, которые к тому же являются и высококлассными педагогами, и есть уроки восхищения, без которых невозможно формирование творческой личности.
В 2005 году в концертных залах школы выступила великолепная саксофонистка, профессор Российской Академии музыки им.Гнесиных Маргарита Шапошникова. Благодаря этой, поистине незаурядной женщине в России появилась и начала развиваться школа классического саксофона.
Ее выступление было, без преувеличения, ослепительным, фееричным. Она имеет способность заполнять зал той энергетикой радости и ликования, какую может нести только человек, влюбленный в свое дело и в музыку, которую исполняет.
Маргарита Шапошникова привезла тогда в Братск и своего ученика Сергея Колесова, который некоторое время спустя стал победителем престижнейшего конкурса им. Адольфа Сакса в Бельгии, куда съехались лучшие саксофонисты из разных стран. Но уже тогда, в 2005 году, было ясно, что Сергей - не просто студент, а музыкант с замечательной перспективой.
И вот спустя четыре года, Сергей Колесов и его концертмейстер Елена Гриневич снова приехали в наш город. Концерты, которые состоялись в те апрельские дни, стали еще одним подтверждением того, что можно жить в провинции и иметь возможность слушать прекрасную музыку в великолепном профессиональном исполнении.
Возвышенно, празднично, ярко прозвучал концерт Вольфганта Моцарта для гобоя с оркестром в переложении для саксофона – сопрано и фортепиано. Божественная музыка сливалась с ярким солнцем, заполнившим концертный зал, и заставляла птиц за окном восторженно откликаться на эти прекрасные звуки.
Тонко и обворожительно была подана изысканная музыка сонаты для саксофона и фортепиано французского композитора Фернанде де Крюг.
Сергей Колесов обладает способностью завораживать слушателя и «держать» зал с первого и до последнего мгновения концерта. Это очень непросто - каждый концерт играть на одинаково высоком уровне. Но это принцип молодого музыканта, и отступать от него он не намерен.
Покорило слушателей исполнение «Вокализа» Сергея Рахманинова- этого глубоко элегичного, поистине молитвенного произведения великого композитора.
Таинственно, по-колдовски завороженно Сергей сыграл необычную, призрачную, словно не человеком сочиненную, сонату современного японского композитора Такаши Йошимацу «Пушистая птица»,которую композитор написал в память о любимой сестре. Перед смертью девушка сказала брату, что хотела бы после смерти стать птицей?Так появилась музыка, слушая которую конечно же нельзя не поверить, что душа человеческая бессмертна и что музыка – есть не что иное, как беседа с Богом.
Восхищение прекрасной игрой, восхищение гениальной музыкой, благодарность судьбе за то, что она подарила способность слушать и слышать - такие чувства дорогого стоят.
И как здорово, что у нас в городе есть замечательный островок искусства - школа, взявшая фактически на себя функции филармонии. И какое счастье, что наши дети могут видеть и слышать замечательных музыкантов, развиваться духовно. И это, несомненно, скажется на их личностном развитии и будущей жизни.