Любовь Кудряшова: Нашей любви хватит на всех
- В этом году Братскому драмтеатру исполняется 23 года. Как жил театр все это время?
- Когда театр создавался, власти Братска понимали, что статус города определяют не только промышленные предприятия, но и наличие собственного профессионального театра. Драмтеатр был гордостью своих создателей. Средства, выделяемые из городского бюджета, позволяли коллективу ежегодно выезжать на гастроли. Наши актеры играли на театральных сценах Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска и других сибирских городов.
В начале девяностых о театре словно забыли, и это забвение длилось долгие годы. Удивительно, что вообще театр сохранили. Ведь в 1996 году его хотели закрыть. Только благодаря заместителю главы городской администрации Людмиле Рященко наш БДТ удалось отстоять. Из Падуна он переехал в Центральный район и разместился в ДК «Металлург». Приходилось сложно. Каминный зал, где играли актеры, вмещал менее ста зрителей. И все же это был выход.
Но жизнь меняется. Шесть лет назад депутат Госдумы Виталий Шуба добился выделения федеральных средств на реконструкцию здания кинотеатра «Россия», и у нашего театра появился собственный дом. Позже при содействии нынешней городской администрации и благодаря личному участию мэра города Сергея Серебренникова возобновились гастрольные поездки. Мы побывали на театральном фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова в Иркутске, на юбилее Красноярска. А в феврале этого года наши работники приняли участие в Сибирском театральном форуме, который проходил в Новосибирске.
- Но сейчас снова наступают непростые времена.
- Тем не менее жизнь не останавливается. Вот только очень сложно ставить новые постановки. Бюджет крайне жесткий - на костюмы и декорации средств нет. И все же мы на плаву и в хорошей форме. Три года работы в театре позволяют мне с уверенностью говорить, что наш коллектив очень мобильный, люди фанатично и преданно служат театру. Они его очень любят. В БДТ работают истинные профессионалы. Их большинство. У нас по-настоящему одержимая театром труппа. Особенно ярко это проявилось в Красноярске.
- А почему не в Иркутске, где Братский драмтеатр побывал раньше?
- Иркутск – это наша земля. Это наши друзья, родные. Это единое культурное пространство. В Красноярске же совершенно никто не знал, что такое – Братский драматический. Мы удачно назвали нашу поездку в Красноярск «С любовью из Братска». За 25 лет работы в сфере культуры я убедилась, что звучное название нашего города очень помогает в работе.
Была первая половина июня. Нас не ждали. В театре имени Пушкина – на той площадке, которая нам была необходима, выпускалась своя премьера, затем они ждали театр из Норильска. Мы не вписывались. Но я сделала все, чтобы нам попасть на эту сцену. В Пушкинском театре и проходило открытие наших гастролей, мы показали спектакль «Искушение». Как нас приняли красноярцы! Это действительно театральный зритель, который понимает и знает, что такое театральное искусство.
Затем мы перешли в другой театр, а за нами и зритель, побывавший у нас на открытии. Особые чувства испытали наши актеры, когда на закрытии в беспредельно огромном зале театра музкомедии на них обрушился шквал аплодисментов. С гастролей приехали с уверенностью, что наш маленький БДТ – это Театр.
- Грустно признавать, но Братск – город не театральный. О премьерах, любимых актерах, их творческих победах и неудачах в студенческих аудиториях, на предприятиях, в троллейбусах братчане не говорят.
- Да, к нам идут одни и те же зрители, а те, кто ни разу здесь не был, не приходят. Пять лет в городе стоит такое красивое здание, а люди, случайно оказавшись на корпоративном вечере в нашем театре, вдруг восклицают: «Надо же, мы, наконец, побывали в театре!» Кто же вам не дает? БДТ такой доступный – находится в центре города, билеты недорогие.
Но, как говорится, вода камень точит, и мы обязательно достучимся до сердца каждого братчанина. Потому что в Братском драмтеатре очень талантливый коллектив. И это отмечают все, кто бывает на наших спектаклях.
- Спектакль – это командное творчество, здесь очень важно чувство локтя, понимание и помощь.
- Тем более чувство команды необходимо в нашем БДТ, который в силу небольшой труппы не может себе позволить второй состав на спектакль. В крайнем случае, мы назначаем на одну роль двух актеров. Но это великолепно сплачивает труппу. Если кто-то заболел, спасти может только взаимовыручка. Когда в Красноярске ставили «Номер люкс», случилось так, что Дмитрий Евграфов не смог выйти на сцену, и Сергей Терпугов, обладающий феноменальной памятью, исполнял его роль, а героя Терпугова сыграл дублер Владимир Круменицкий. Сергей вошел в спектакль без всяких репетиций, но сделал это очень органично, и зритель даже не заподозрил, что пришлось срочно вводить нового актера.
- Каждый год Братский драмтеатр ставил две-три новых постановки. Появятся ли афиши с новыми названиями спектаклей в этом году?
- О кризисе заговорили еще в конце прошлого года. Но 6 марта в театре была премьера. Событие, безусловно, радостное. Однако мало кто понимает, какие затраты требуются для каждой новой постановки. Хорошо, что мы успели подготовить все необходимые документы и сметы, чтобы финансирование спектакля прошло еще в прошлом году.
Новые постановки в силу понятных обстоятельств театру пока не потянуть. Но у нас есть спектакли, которые и актеры, и зрители очень любят, однако их нет в сегодняшнем репертуаре. Причина в том, что некоторые артисты уехали – кто в Москву, кто в Санкт-Петербург. Между тем к нам пришли другие актеры, и мы постараемся вернуться к полюбившимся постановкам, таким как «Старший сын», «Без вины виноватые», «Зверь».
Два года мы не показывали один из лучших спектаклей о войне - «Рядовые». При этом совершенно разные люди просят вернуть его на сцену. И мы это сделаем. 3 мая актеры сыграют благотворительный спектакль для ветеранов, а 9 и 10 мая театр ждет юных братчан. Между прочим, многие школы, например, NN 14, 31, 32, 40 и 46, любят приводить к нам своих учеников. Без преувеличения, они стали нашими друзьями и ценителями театра.
В мае начнем работать над детским репертуаром. Восстановим «Вождя краснокожих», будем делать выездные спектакли, чтобы показывать их на летних площадках детских оздоровительных лагерей, в детских садах. Одна проблема – нет транспорта. Подарили бы нам скромный корейский автобус, и мы бы ездили по всему району, радовали бы всех вокруг.
К сожалению, некоторые спектакли невозможно восстановить без режиссеров, а они живут или в Москве, как Валерий Шевченко, или в Петропавловске-Камчатском, как Валентин Зверовщиков, или в Абакане, как Василий Соколов. Это – не просто режиссеры, это – настоящие педагоги театрального искусства. Они не только ставят спектакли с нашими актерами, они бесплатно их учат. В силу своего интеллекта, опыта, мудрости они не могут не преподать что-нибудь. Каждая репетиция с ними превращается в настоящий мастер-класс. Мы безумно любим этих людей и конечно же хотели бы с ними сотрудничать, но? Пока обходимся собственными силами. Да нам грех жаловаться на творческий потенциал. У нас есть свои молодые и талантливые режиссеры – Олег Кравзе, Сергей Терпугов, Виктор Головин. Они способные, ищущие, жаждущие что-то сделать для города и театра.
- А что вы скажете об актерах братского театра?
- Наверное, каждый из них заслуживает отдельного разговора. Например, Виктор Головин. Он себя полностью отдает работе. Не угомонится, пока не увезут на носилках в больницу. В спектакле «Последний срок» предлагала режиссеру Олегу Кравзе взять другого актера, чтобы дать передышку Виктору. Но, по мнению режиссера, сыграть такую роль под силу только Головину, от которого исходит сумасшедшая энергетика. И Олег прав.
Органично влились в коллектив молодые актрисы – Анастасия Муратова и Юлия Горева.
Когда выпускница Иркутского театрального училища Анастасия попросилась в нашу труппу, БДТ с радостью взял девушку. И у нее сразу появилась главная роль в спектакле «Алые паруса», с которой Настя прекрасно справляется.
Юлия Горева театральное училище не закончила, но поступила в Братское музыкальное училище на хореографическое отделение и совмещала обучение с работой в театре. Находясь на одной сцене с такими мастерами, как Ирина Кузнецова, Ольга Ленец и Татьяна Чернигова, Инесса Бычкова, начинающая актриса получила прекрасную возможность каждый день учиться актерскому мастерству.
Еще одно приобретение театра – молодая актриса из Красноярска Елена Нескромная, которую я называю Елена Великая. Девушка с первой минуты привораживает к себе. У нее очень широкий актерский диапазон. Она может быть сексапильной и неприметной, притягательной и отталкивающей. Ею невозможно не восхищаться. В «Последнем сроке» Елена необычайно приземленная.
Кстати, с нашей новой постановкой «Последний срок» мы очень хотим в этом году попасть на театральный фестиваль имени Вампилова. Премьера этого спектакля уже прошла в театре имени Охлопкова, тем интереснее увидеть, как могут показать разные театры одну и ту же историю.
Одним словом, у нас великолепное настроение, грандиозные планы. Мы желаем только одного, чтобы братчане нашли время и пришли в свой родной театр. А прийти обязательно нужно, потому что только в театре можно научиться по-настоящему чувствовать, страдать и ликовать. А это те подлинные эмоции, без которых невозможно постигнуть настоящее счастье любви. Если ты не страдал и не научился любить, то зачем же тогда ты жил? Этот вопрос, к сожалению, становится весьма актуальным в наши дни. Поэтому сегодня театр – это то редкое место, где вас еще научат эмоциональной грамотности и освободят от духовного невежества. Полюбите театр, и вы не заметите, как любовь заполнит всю вашу жизнь! А если у вас пока нет сил и способности любить, то нашей любви хватит на всех.
А своим актерам и всему коллективу театра хочу выразить искреннюю благодарность за высокое служению ТЕАТРУ, за труд и талант, безграничную преданность любимому делу и зрителю. Всем желаю крепкого здоровья, благополучия, воплощения творческих планов. Пусть у вас всегда будет любимая работа и благодарный зритель! С Международным днем театра!