Легенды Невского проспекта: взгляд изнутри
04.08.2007
Строго говоря, не только Невского проспекта. География книги обширна: от Сибири до беломорского Севера. Сборник рассказов художника Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла» – это альбом, со страниц которого на читателя смотрит Россия.
Удивительна судьба самого автора книги: сын репрессированных родителей, Кочергин на собственном опыте узнал, что такое детприемники и спецучреждения НКВД. Затем он окончил Ленинградский институт театра музыки и кино, с 1972 года является главным художником Большого драматического театра им. Товстоногова, стал народным художником России, членом Российской Академии художеств, лауреатом Государственных премий.
Казалось бы, от человека такого масштаба уместнее ждать воспоминаний о великих актерах БДТ, о мире театра с другой стороны кулис. Кочергин обращает внимание на тех, мимо кого обычные люди склонны проходить. Половина книги – это истории о людях «дна», с которыми автору пришлось столкнуться в годы детства и юности: юродивых и карманниках, нищих, бродягах, проститутках, городских сумасшедших. В рассказах Кочергина судьбы этих людей обретают шекспировский масштаб, а сами герои подчас убеждают в том, что неважно, что вокруг тебя, важнее – что внутри. Другая часть книги – это всевозможные чудаки, деревенские «ведуньи», травницы, деревенские художники, театральные столяры, разнообразные оригиналы, без встреч с которыми наша жизнь казалась бы скудной и невыразительной.
Эмоциональный образный живой язык Кочергина создает образ той России, о которой хочется думать менее всего, но именно такой-то, похоже, мы ее и знаем. При всем при этом автор пишет о своих «отверженных» с неизменной симпатией, искренней добротой и сочувствием, словно бы повторяя вслед за Александром Блоком: «Но и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».
Казалось бы, от человека такого масштаба уместнее ждать воспоминаний о великих актерах БДТ, о мире театра с другой стороны кулис. Кочергин обращает внимание на тех, мимо кого обычные люди склонны проходить. Половина книги – это истории о людях «дна», с которыми автору пришлось столкнуться в годы детства и юности: юродивых и карманниках, нищих, бродягах, проститутках, городских сумасшедших. В рассказах Кочергина судьбы этих людей обретают шекспировский масштаб, а сами герои подчас убеждают в том, что неважно, что вокруг тебя, важнее – что внутри. Другая часть книги – это всевозможные чудаки, деревенские «ведуньи», травницы, деревенские художники, театральные столяры, разнообразные оригиналы, без встреч с которыми наша жизнь казалась бы скудной и невыразительной.
Эмоциональный образный живой язык Кочергина создает образ той России, о которой хочется думать менее всего, но именно такой-то, похоже, мы ее и знаем. При всем при этом автор пишет о своих «отверженных» с неизменной симпатией, искренней добротой и сочувствием, словно бы повторяя вслед за Александром Блоком: «Но и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».