Владимир Кижнеров: мы строили лучший город на земле
- Владимир Александрович, в этом году Вы отметили свое 70-летие, большую часть прожитой жизни Вы отдали Братскому ЛПК. Какие это были годы?
- Когда я приехал в Братск, на БЛПК действовал только целлюлозно-картонный завод, и затем долгие годы на моих глазах он расширялся и рос. Строился ЦЗ №2, хлорный завод, деревообрабатывающий комбинат, заводы ДВП и фанеры, лесо- и деревообрабатывающий завод, канифольно-экстракционный завод… Это было неповторимое время развития, движения и вместе с тем всенародной дружбы, понимания и стремления к общей цели. Уже тогда о Братске ходили легенды, и БЛПК был их частью. Еще бы: самый крупный в мире по тем временам целлюлозно-картонный комбинат с проектной мощностью 7 млн тонн целлюлозы в год. В Братске тогда все было самым большим в мире, и это привлекало, порождало головокружительные надежды и мечты. Многие из них воплотились в жизнь. Благодаря заводу я не только добился карьерных высот, но и создал крепкую семью. Моя жена 30 лет проработала на ЛПК, а затем сюда устроились и дети. Я очень горжусь тем, что проработал всю жизнь на заводе, который так много дал этому городу. Благодаря предприятию были построены спорткомплекс «Таежный», дворец культуры «Лесохимик», санаторий «Солнечный», лагеря «Айболит», «Северный Артек», детские сады и многое другое.
- Как Вы решились поехать на эту стройку, ведь, как известно, до половины приезжающих комсомольцев отсеивалось в течение года?
- Родом я из Куйтунского района, поэтому таежные условия меня не пугали. Больше влекли перспективы, которые сулил город. Казалось, что это будет самый совершенный и лучший город на земле. Так что никаких страхов и сомнений не было. Спустя всего полгода мне дали двухкомнатную квартиру, перевез сюда жену, пошли дети. По карьерной лестнице я продвигался довольно быстро. Спустя всего четыре месяца после своего появления на БЛПК я был приглашен на завод побочных продуктов в качестве мастера, а затем возглавил его. Отрадно видеть, что и сегодня преемственность Группы «Илим» в плане продвижения сотрудников сохранилась. Я вижу, что и сегодня молодежь, которая хочет чего-то добиться, имеет возможность получать новые знания, повышать квалификацию.
- Известно, что Братская ГЭС изначально предназначалась для снабжения электричеством алюминиевого завода, который, тем не менее, был построен позднее ЛПК. Как вы думаете, почему верховные правители отдали предпочтение в первую очередь именно этому производству?
- Братск обладал огромной сырьевой базой, в особенности той, что высвободилась после строительства ГЭС и города. Ее нужно было реализовывать. Имелся дешевый энергоресурс, и к тому же в 60-е годы резко вырос спрос на целлюлозу в стране. Новый завод формировался с минимальными издержками, а произведенный дешевый товар поставлялся не только на внутренний рынок, но и за рубеж. Наверное, по этим соображениям силы были брошены на ЛПК.
- Выйдя на пенсию в 2005 году, вы не смогли полностью отойти от производства. Сегодня вы возглавляете ветеранское движение на заводе, и так получается, что продолжаете жить делами БЛПК. Каким сегодня вам представляется завод?
- После долгих застойных годов, когда не платили заработную плату, когда часть производства простаивала и была реальная угроза закрытия этой гигантской машины, то, что происходит сегодня, меня по истине поражает. Объявленная модернизация производства, которая началась не на бумаге, а на деле – в цехах и конторах – это тот глоток свежего воздуха, которого не хватало БЛПК на протяжении многих лет. Ведь серьезно обновлением оборудования до «Илима» здесь никто не занимался. Думаю, это самый грандиозный проект в масштабах нашего города за последние десятилетия, и мы, старшее поколение, всецело его поддерживаем, потому что обновление даст возможность предприятию, а значит и городу, который неразрывно связан с БЛПК, жить и развиваться дальше. Меня искренне радует социальная направленность нашего завода. Те программы поддержки образования, медицины, культуры, спорта старшего поколения, которые реализует Группа «Илим» в Братске, заслуживают благодарности горожан. Да, времена изменились, в промышленность пришел бизнес, но «Илим» доказал, что и бизнес, который мы, старики, так часто ругаем, может быть честным, человечным.
Елена КУТЕРГИНА
Фото автора