Депутаты разбирались с ценным утилем
Вред и польза
По данным управления охраны окружающей среды и природопользования, в городе ежегодно образуется до 280 тн отработанных автопокрышек и шин, большая часть которых за ненадобностью выбрасывается. Между тем, как известно, вышедшая из эксплуатации изношенная авторезина является источником длительного загрязнения окружающей среды. Она не поддается биологическому разложению - засыпанная землей покрышка разлагается более 150 лет! Все эти годы она выделяет крайне токсичные вещества, которые загрязняют атмосферу и грунтовые воды. К тому же авторезина крайне огнеопасна, и в случае возгорания погасить ее довольно сложно. При сжигании одной тонны отслуживших шин в атмосферу выделяется 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Поэтому, согласно федеральному закону, отработанные автомобильные покрышки относятся к отходам IV класса опасности и подлежат обязательной утилизации или переработке.
При этом, как утверждают специалисты, изношенные автопокрышки представляют собой довольно ценное полимерное сырье. В той же тонне шин содержится около 700 кг резины, которая может быть повторно использована для производства топлива, резинотехнических изделий и материалов строительного назначения.
Область откликнулась
Как рассказал индивидуальный предприниматель Александр Митюгин, в 2003 году была принята федеральная программа по утилизации промышленных и бытовых отходов. Позже на ее основании сформировали региональную программу по переработке резины с получением модифицированных материалов, рассчитанную на 2005-2012 годы.
Мероприятия реализовывались поэтапно. С 2005 по 2007 год в Иркутске построили и запустили в эксплуатацию комплекс для механического измельчения отработавших свой ресурс или дефектных автомобильных покрышек. Линия позволяла получать резиновую крошку, освобожденную от стальных изделий и текстильного синтетического корда. Ее мощность - 5000 тонн резинотехнических отходов в год.
После экономического кризиса, к 2010 году на асфальтном заводе смонтировали опытную установку по получению модифицированного битума с использованием резиновой крошки и провели первые промышленные испытания. В текущем году запустили цех производительностью 200 тонн в месяц.
Как пояснил Александр Митюгин, используемый в дорожных работах традиционный нефтяной битум при температуре +25 градусов плавится, а при температуре - 17 градусов разрушается. Такие свойства делают асфальтовое покрытие недолговечным. Братский предприниматель вместе с учеными из Иркутского технического госуниверситета разработал новую технологию модификации битума при помощи резиновой крошки определенного размера. Они сконструировали аппарат для размельчения автопокрышек и установку, позволяющую при определенной температуре и давлении модифицировать битум, превращая его в вяжущее вещество, обладающее совершенно иными свойствами. Такой материал выдерживает температуру от +55 до -45 градусов, что позволяет ремонтировать дороги не только в сухую теплую погоду, но также в холодные, дождливые дни. На дорожные работы требуется существенно меньше трудозатрат, ремонт обходится в 5-6 раз дешевле, и что особенно важно - дорогам несколько лет не грозит разрушение. По словам предпринимателя, подобные технологии есть в Москве, но они в четыре раза дороже, поскольку модифицированный битум там получают не из отходов, а из полимеров. К тому же он сохраняет свойства не более двух суток, затем, если материал не использовали, он разрушается. Братский продукт и через месяц своих свойств не утрачивает. Впервые модифицированный битум применили при укладке асфальта в Свердловском районе Иркутска в2010 году. Нововведение использовали и при ремонте федеральной дороги Вилюй. Участок от фирмы «Шикс» до кольца, ведущего к мясокомбинату, разделили на отрезки и работы вели с чередованием: один отрезок асфальтировали с употреблением традиционного битума, другой - модифицированного, и так на всем протяжении дороги. Весной комиссия подведет итоги эксперимента.
Город проигнорировал
Почему столь ценный материал используется в Иркутске, а не в Братске? - поинтересовались депутаты. «Потому что в Братске, где я долгие годы пытался доказать преимущество новой технологии, мои предложения проигнорировали. Когда обратился к администрации Иркутской области, при содействии Владимира Пашкова получил поддержку бывшего губернатора», - ответил предприниматель.
То, что процесс внедрения модифицированного битума в практику оказался достаточно сложным, подтвердил и заведующий отделом охраны окружающей среды администрации Братска Николай Юшков. По его словам, асфальтобетонные заводы не готовы к применению этого материала, поскольку никто им еще не пользовался. Дорогу с использованием новой технологии отремонтировали только, благодаря волевому решению вице-губранатора Владимира Пашкова.
Александр Митюгин был вынужден на территории своего предприятия смонтировать установку по получению резинобитумного вяжущего и построить битумохранилище. В настоящее время он использует отработанные шины для производства мастики, которую предлагает как надежный гидроизоляционный материал для строительных работ. Холодные мастики нашли применение в Иркутске, Ангарске и в Братске, где филиал Группы «Илим» использовал новый материал для гидроизоляции коммуникаций. «Весной мы увидим результаты», - сообщил предприниматель.
Как сказал Николай Юшков, преимущество применения новых материалов очевидно. Стоит только начать его использовать, оно найдет очень широкое применение.
Пока же утилизация отработанных шин производится в небольших объемах. «С начала этого года утилизировано 185 тонн резины или более 4000 шин», - сообщил Александр Митюгин. Братский предприниматель мог бы утилизировать более 900 тонн резины в год, то есть в 3,5 раза больше, чем образуется на территории города, но вопрос упирается в отсутствие рынка сбыта.
Работает он только с юридическими лицами, которые по договору возят вторсырье на его полигон, расположенный в 50 км от города. При этом предприятия платят предпринимателю за переработку авторезины по 3000 рублей за одну тонну. Кстати, в Челябинске, например, за утилизацию тонны автомобильных покрышек предприятия платят 2000 рублей, в Краснодаре - 3500 рублей.
Сдают шины и добросовестные владельцы шиномонтажных фирм. Правда, таковых набирается не более десяти на весь Братск. Остальные, видимо, вывозят авторезину в лес, устраивая несанкционированные свалки.
Возможности опередили потребности
Депутата Владимира Тулина возмутило, что предприниматель не собирает шины у физических лиц. «На предприятиях всего 10 тысяч машин, зато у частников 80 тысяч автомобилей, и задача предпринимателя, который утилизирует шины, организовать и пункты их приема», - заявил народный избранник, словно не услышав, что сбывать переработанную резину некуда. Но как сказал Николай Юшков, если у вас есть 20 машин, вы должны по автопробегу списать колеса и заключить договор на их утилизацию, потому что, согласно федеральному закону, предприятия или частные лица несут ответственность за отходы, образующиеся в результате их деятельности.
«Я приезжаю на шиномонтажку, переобуваю машину и оставляю колеса у них. Значит, они взяли на себя ответственность за эти отходы. Точно также приезжаю в мастерскую менять масло, и мне все равно, куда они денут старое, которое я слил», - продолжает спорить Владимир Тулин. «По закону шиномонтажная мастерская не является собственником шин. Это мы, владельцы автомобилей, поставив новые автопокрышки, должны думать, куда деть старые. Каждый предприниматель сам организует собственное производство, и навязать ему какие-либо дополнительные функции никто не вправе», - терпеливо поясняет главный эколог города.
Депутаты пришли к выводу, что пока не появится рынок сбыта, перерабатывать авторезину будет невыгодно, и, значит, никто заниматься этим не станет. Если же материал, полученный из вторсырья, будет востребован, никого не придется уговаривать организовывать пункты приема. Предприниматель сам отправится на поиски шин, более того, сам станет платить за отработанные покрышки.
«Хотелось бы, чтобы дорожники пробудились и пересмотрели технологию ремонта автотрасс», - сказал председатель депутатской комиссии по экологии Алексей Побойко. Возможно, тогда наши дороги станут крепче, а обочины и городские леса - чище.
Венера ЛИСКИНА
Фото автора