Два пути филиала Группы «Илим» в Братске
- Лев Нестерович, как удается сочетать решение задач по подготовке комбината к работе в условиях «Большого Братска», стройку на территории предприятия и необходимость выполнять производственный план?
- Не скажу, что просто. Ситуация действительно уникальная, задачи перед нами стоят серьезные. Сегодня мы находимся на этапе перехода к работе в новых условиях. С 1 октября введена новая организационная структура. Мы постарались максимально уменьшить количество управленческих уровней, также максимально избавиться от дублирующих функций. Мы попытались выстроить оптимальную структуру производства с учетом будущих изменений после запуска «Большого Братска». Насколько жизнеспособной окажется данная структура, покажет время. Здесь хотел бы отметить, что любая оргструктура - это живой организм, который, безусловно, должен меняться, чтобы соответствовать внешним и внутренним обстоятельствам. Введенная структура является переходной и ее главная задача - быть гибкой, самонастраивающейся. Ведь объекты «Большого Братска» будут вводиться постепенно. Также постепенно по мере запуска «Большого Братска» будут выводиться объекты действующего сегодня целлюлозного производства №1. А структура каждый раз должна соответствовать этим новым обстоятельствам.
Уже запущен процесс отбора и подготовки персонала для работы на новом производстве. Кадровый центр проделал огромную работу по мониторингу и оценке наших кадровых ресурсов. Ведь речь не идет о том, чтобы просто взять работников ЦП-1 и перевести в новые подразделения. Во-первых, все ли захотят перейти? Тема непростая, так как новое оборудование существенно отличается от того, на чем сегодня работают люди, что они сегодня ремонтируют, если говорим о слесарях, электромонтерах и киповцах. То есть необходимо очень серьезное переобучение. Подчеркиваю, не формальное, а самое что ни на есть реальное обучение.
Сегодня специфика производства такова, что работник должен быть универсалом. Что это такое? Это когда слесарь-ремонтник обладает знаниями и навыками технолога производства. Когда технолог способен самостоятельно разобраться в каком-либо техническом сбое, предпринять пусть самые простые действия по его устранению. Узкая специализация будет неактуальна на новом производстве. Требуются специалисты широкого профиля высокой квалификации.
- Но таких специалистов не бывает.
- Вы не правы, такие специалисты у нас есть, и им будет отдаваться приоритет при переводе на новое производство. Соглашусь, что их не так много. Значит, будем учить и готовить. И соответствующим образом мотивировать, в том числе и материально. На данном этапе, который, напоминаю, является переходным, вопрос оплаты труда находится в стадии разработки. Более четкие его контуры, я думаю, будут понятны уже через несколько месяцев. Пока могу сказать только одно - у специалистов широкого профиля высокой квалификации будет соответствующая их высокому профессионализму заработная плата. Это тоже приоритет.
- Про внутреннюю подготовку комбината к новым условиям более-менее понятно, а стройка на действующем производстве сильно мешает?
- Скажем так, усложняет некоторые процессы. Стройка есть стройка. Это много строителей, это инфраструктурные моменты, это вопросы взаимодействия по разным направлениям. Но такие сложности неизбежны, мы к ним были готовы. И все работники относятся к трудностям текущего момента, я думаю, с пониманием. Ведь стройка - это будущее комбината. Что еще здесь можно добавить?
- Сказались ли все вышеуказанные сложности на текущей производственной деятельности?
- Еще раз повторю, мы были готовы ко всем обстоятельствам, связанным со строительством. Хуже работать не стали. Есть некоторое отставание от плана, но оно незначительное - 0,1% за 9 месяцев.
Одна из причин потерь - внешние факторы, из-за которых мы приостанавливали производство, а значит, теряли тонны товарной продукции. Почти неделю мы работали в режиме НМУ. Впервые в истории комбината несколько дней работали по НМУ 3, наполовину остановив производственную деятельность.
- Лев Нестерович, можно ли говорить о перспективах комбината вне «Большого Братска»? Или все надежды на развитие связаны только с ним?
- «Большой Братск» - это главное, но далеко не все. В направлении развития действующего производства нами разработан инвестиционный план на ближайшую перспективу. Данный план предусматривает ремонт и модернизацию действующего оборудования по трем направлениям. Первое направление - назовем его надзорное - предусматривает работы, обязательные в рамках промышленной безопасности. Это осмотры, испытания, ремонт котлов, трубопроводов и тому подобное. Второе направление - поддерживающее. Например, расширение действующего склада готовой продукции под будущие объемы, ремонт экономайзера на СРК-12, замена системы аэрации на очистных, замена гауч-вала и многое другое. И есть еще третье направление - снижение затрат. Как пример могу привести планы по замене теплообменников на ТЭС-2. Все вместе перечисленные направления - это и есть развитие действующего производства. Таким образом, развитие мы осуществляем двумя путями - за счет «Большого Братска» и модернизации действующего производства.
Особо хотел бы отметить, что абсолютно все мероприятия по развитию имеют один очень важный аспект - экологический. Модернизация производства позволяет существенно снизить нагрузку на окружающую среду. Но кроме этого, в филиале действует целевая программа природоохранных мероприятий, на которую в этом году направлено более 58,6 миллионов рублей.
Подготовила
Татьяна КОСТИЦЫНА
Фото Валерия ПАВЛОВА