Рекламное место 2

Событие дня

ВСЖД объявила о продаже билетов на новый «Дневной экспресс» следованием Иркутск-Улан-Удэ, первый рейс которого из Иркутска отправится 20 декабря и 21 декабря - из Улан-Удэ.
Братский лесохимик
Погода
г. Иркутск
Пт, утро
0
2
Пт, день
6
8
Пт, вечер
4
6
Сб, ночь
0
2

Опрос

Оправдал ли Левченко ваши ожидания на посту губернатора региона?


Страшная рутина одного дежурства

19.08.2011
Всегда интересно увидеть работу правоохранительных органов изнутри и своими глазами. Мы благодарны управлению МВД Братска за то, что нас взяли в самый настоящий рейд.

Путешествие начинается

На обшарпанном деревянном здании отдела полиции №2 Управления МВД Братска красуется новая вывеска - пока это то немногое, что реально поменялось в рамках реформы. Техника тоже бесконечно устарела - два стареньких «уазика» на весь отдел колесят день и ночь по центральным улицам Братска. Вот на одном из них мы и отправились на дежурство  субботним вечером. В напарники нам выделили двоих дежурных - лейтенанта Алексея Бусела и старшего лейтенанта Андрея Гусарова, с которыми нам предстояло провести не один час выходного дня. Ребята сразу заявили, что больше всего в их работе убивает рутина, после чего стало понятно, что на перестрелки,  засады и погони рассчитывать не стоит. Ну, что ж, какая она полицейская рутина?

Едем  по городу: улицы Советская, Энгельса, Ленина... Это сравнительно благополучные улицы в городе, говорит Алексей, здесь живут люди побогаче.

- А какие улицы в Братске самые опасные?

- Как ни странно, центр города - Мира, Южная, район автостанции, - говорит Алексей Бусел. - Особенно тяжелая обстановка в деревянных домах.  Люди пьют, пьют по- страшному. Безработных очень много.

- На что же они пьют?- задаю риторический вопрос.

- На родительскую пенсию.

- А наркоманов на вашем участке много?

- Есть, конечно, но они после пяти вечера на улице не показываются. Знают уже наш график работы. Кому же захочется в спецприемник на двое суток загреметь и штраф в несколько тысяч выплатить.

 

Первые клиенты

После 10 минут езды по дворам города у меня открывается морская болезнь - укачало, затошнило. «Господи, как же ребята целыми днями ездят», - думаю про себя. Смена у полицейского длится восемь часов, за это время один экипаж успевает съездить на 8-12 вызовов. Основную работу полицейским создают люди в алкогольном опьянении.

- Практически всегда, когда нас вызывают, в семейных склоках, каких-то происшествиях виноват алкоголь. Порой люди в подпитии совершают такое, что потом, на трезвую голову, не верят нам, что они это делали, - рассказывает Андрей Гусаров.

Первые претенденты в каталажку попадаются на улице Космонавтов. Двое мужчин, лет 40-45, сидят прямо на обочине дороги под деревом и о чем-то беседуют.

- Мужчины, почему сидите на дороге? - спрашивают полицейские.

- А мы живем тут.

- Под деревом живете?

- Да, сейчас шалаш построим и будем жить. Да нет, ребята, мы тут в доме соседнем живем, а сейчас прохлаждаемся, девчонок ждем.

На этот раз мужикам повезло, их не забрали на медицинское освидетельствование и штраф их миновал. Андрей говорит, что если человек в состоянии идти, не агрессивен, то его, как правило, не забирают, хотя, по закону, в состоянии алкогольного опьянения на улице находиться нельзя, за это полагается штраф в размере от 100 до 500 рублей. Но ведь всех не заберешь... На весь город имеется всего девять патрульно-постовых экипажей.

Буквально в ста метрах обнаруживаем как раз то, что подлежит эвакуации. На лужайке расположился мужчина, сильно желающий принять вертикальное положение, но никак ему это не удается.  Андрею приходится помочь, а заодно и попытаться прояснить ситуацию.

- Почему лежите на улице?

- Встать не могу.

- Выпивали?

- Выпивал, ребята, выпивал.

- Что пили?

- Так вот... - достает из кармана стеклоочиститель в пластиковом пузырьке.

- Идти можете?

- Я ничего не вижу, ослеп недавно, одни очертания только...

- Где живете?

- На Обручева.

- Как на Космонавтов оказались? Ведь не ближний свет.

- Пришел на ощупь.

54-летний Сергей сейчас оказался у самой опасной черты - он погибает от пьянства. Вернее даже, загибается на глазах. Он рассказал, что тридцать лет проработал вальщиком леса, у него трое детей, есть жена, но сейчас он никому не нужен, живет в старой общаге и пьет, как черт.

- Давайте домой вас отвезем, - предлагает Андрей.

- Ой, ребята, может, я сам дойду. Стыдно в милицейской машине домой-то возвращаться...

- Как же вы доберетесь, давайте уж подвезем.

Водружаем Сергея в автомобиль, садимся сами и молчим...

- Вытрезвитель в городе нужен. Не у всех есть жилье, как у этого бедолаги. Многих некуда везти, всех в отделении не разместишь. А зимой ведь не оставишь человека на улице замерзать. Мы обязаны человека, находящегося в беспомощном состоянии, выручить, - говорит Алексей.

Подъезжаем  к общежитию, соседи Сергея нам явно не рады.

- Он же совсем слепой, чего вы его взяли..., - гневно отчитывает проходящая мимо женщина.

Парни молчат. Они уже привыкли к тому, что спасая таких, как Сергей, радости соседям не доставляют. Ничего нет хорошего в том, чтобы иметь в соседях пьяницу. Это круглосуточный разгул, грязь, маты, сомнительные компании. Какая уж тут радость? Но и мужика-то на улице не бросишь...Вот такая полицейская дилемма.

 

С ножом в руках в одних трусах

Колесим дальше. По рации вызывают на семейный скандал на улице Ленина. Подходим к подъезду. На четвертом этаже встречает молодой человек с красным лицом и трясущимися руками. Он выталкивает фотографа и почти шепотом говорит: «Не надо фотографировать, не надо» - и захлопывает перед нами дверь. Но снаружи все хорошо слышно. Перепивший отец решил научить трезвого сына уму-разуму. Раз не хочет быть собутыльником - пусть тогда получает. Алексей потом рассказал, что семья вполне благополучная, но родитель «под водкой» взялся за нож, не выпускал уже взрослого сына из квартиры, грозился убить. К счастью, дело закончилось только дракой. К счастью!

Алексей помог молодому человеку собрать вещи и вывел «заложника». Когда мы уходили, в дверях показался мужчина лет 50 - в одних трусах и сандалиях. Папаша!

- Заявление на отца писать будете?

- Да нет. Спасибо, пацаны, езжайте, - машет рукой парень.

- Есть, куда идти?

- Да пока не знаю, подумать надо.

- Мать где живет?

- Да тут рядом.

- К ней пока иди, подвезти?

- Да нет, спасибо, - отвечает потерпевший и плачет от обиды, ругается про себя и испуганно смотрит по сторонам.

Алексей говорит, что самое жуткое в его работе - это когда случаются вот такие вот вызовы. Страшно, когда на твоих глазах рушится вчера еще благополучная семья. Когда люди перестают быть людьми. Как быстро и страшно это происходит...

«Алкоголь не знает границ, - говорит Леша. - Сегодня для многих 20-30-летних он превратился в смысл жизни. Люди забывают о том, что у них есть семьи, дети, родители. Страшнее всего, когда пьют молодые. Они как-то по-особому жестоки к своим старикам. Был случай, когда взрослые дети пили в квартире, а парализованная мать лежала на полу. Все через нее перешагивали, ее как будто не существовало. Сколько она так лежала до нашего вызова, я не знаю. Мы просили соседей за ней присмотреть, больше мы ничего не могли для нее сделать»

 

«Стеклоочиститель лучше «Трои»

С Ленина снова возвращаемся на Космонавтов - туда, где нашли ослепшего забулдыгу. Это околоток хорошо знаком братским полицейским. Именно здесь располагаются две точки по продаже убийственного зелья - стеклоочистителя стоимостью 20 рублей, от которого народ дуреет, слепнет и очень быстро гибнет. «Вот ларек стоит, давайте за ним понаблюдаем», - предлагает Андрей. Возле киоска толпились лишь граждане, чей внешний вид говорил сам за себя. Что-что, а мытье окон и зеркал явно не входит в их повседневную жизненную практику. Тогда как стеклоочистителем затаривались они по полной. Вот женщина взяла флакончик, а вот двое мужчин приобрели сразу четыре пузырька. Тут полицейские не выдерживают и направляются прямиком к ним.

- Граждане, что берем? Почему пьяные? -строго вопрошает Андрей.

- Господа полицейские, снова вы! Здрасте! А меня уже вчера забирали, и штраф уже выписали, может, хватить уже доить честных граждан! - заливается с претензией на защиту прав человека некто Эдуард Викторович, по виду из совсем бывших интеллигентов.

- Безработный?

-Так точно.

- А на что пьете? Воруете?

- Э-э, я могу и в суд подать. За оскорбление,- впадет в правозащитный раж Эдуард Викторович.

Пока идет досмотр его личных вещей Эдуарда, в беседу включается его же друг Игорь.

- А что это вы все фотографируете? По телику меня покажете? Мне слава не нужна, - веселится пьяненький Игорек.

- Ну что же вы, Игорь, такую гадость пьете? - спрашиваю я.

- Нет, хорошая вещь. Раньше «Трою» пили, она бензином пахла, от нее плохо было. А теперь вот никакого запаха, качество хорошее. Им и суставы хорошо натирать, и спину женщинам... А вообще, если бы водка была подешевле, народ бы не пил всякий «Боярышник»...

«Боярышник», так же, как и стеклоочиститель, - еще одно изобретение предприимчивых торговцев. Изготавливается из смертельно опасного технического спирта. Суррогат под видом косметического средства уходит с прилавков влет, а лицензий не требует, опять же акцизов платить не надо. В общем, определенной категории народа нравится. Про смерть и инвалидность такой народ не думает. А власть безмолвствует...

Развеселых Эдуарда и Игоря полицейские в очередной раз штрафуют. Для чего повезли их на медицинскую экспертизу. Компания сопротивляться не стала, да и можно ли - ведь пузырьки с заветной жидкостью у них никто не отбирает, это запрещено, и «бухнуть» можно прямо по дороге в наркологический диспансер, что чаще всего задержанные и делают.

После всех процедур в наркологии полицейские доставляют горе-клиентов  по домам. По дороге они заполняют кучу бумаг. Я испытываю настоящий шок, когда узнаю, что на одного задержанного дежурному нужно заполнить семь листов разных документов. Да не просто поставить подписи, а натуральным образом писать целый рассказ о том, как все происходило. «Вот это и есть рутина, и она убивает», - признается Алексей. Высокие информационные технологии молодому полицейскому  только снятся. А его напарник Андрей загорелся мечтой купить видеокамеру. В работе она незаменима, ведь порой сотруднику полиции так трудно бывает доказать свою правоту.

 

Пока безмолвствует власть

Дежурство закончилось. Не было ни перестрелок, ни погонь, ни засад. Была только страшная безысходность - народ спивается. Что может полицейский в этой ситуации? Довезти пьяницу домой. Чем, возможно, продлит на какое-то время ему жизнь. Потому что его не убьют, не ограбят. Он проспится дома и...снова пойдет за «Троей» или «боярышником». Безысходное страшное пьянство стало жизнью многих, очень многих людей. Еще полицейский заполнит кучу документов. Но решит ли это проблему? Общество же пока не горит желанием помогать полиции в борьбе с пьянством. Но что-то же нужно делать. Может, действительно вернуть вытрезвители и систему ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев в советские времена). Ведь пусть не все, но кто-то возвращался к жизни после них. Сегодня же полиция оставлена один на один со страшнейшей проблемой, которую ей не под силу решить, пока безмолвствует власть.

Елена КУТЕРГИНА

Фото Валерия ПАВЛОВА

Оставь свой комментарий

  
 
 
 
 
 
Защитный код
сгенерировать другой код
  
 

Актуально

Банк ВТБ готовит для иркутян новые корпоративные образовательные проекты и социальные акции
В 2017 году ВТБ продолжил серию социальных и образовательных мероприятий в Иркутской области. Одно из важных направлений – повышение финансовой грамотности.
Парламентский вестник
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031         
Архив
МК Байкал

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог сайтов Братска cat.zie.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU