Братская ГЭС: народное достояние за глухим забором
Как сообщила пресс-служба компании «Иркутскэнерго», в ведении которой находится Братская ГЭС, в рамках реализации программы по комплексной безопасности ограждение правобережной плотины, по примеру левого берега, намечено на следующий год. Проход для осмотра на несанкционированную площадку к ГЭС будет закрыт вместе с подъездными и проселочными автодорогами на расстояние около 60 метров. Таким образом, горожане будут лишены возможности подхода к самому популярному туристическому месту в Братске.
В конце 2007 года Иркутскэнерго из соображений антитеррористической безопасности закрыла наиболее популярную и обустроенную еще в советские времена смотровую площадку на левой врезке ГЭС, откуда открывался вид как на плотину, так и на водопад. После этого руководство компании заявило о намерении ограничить доступ к ГЭС с правой стороны, однако более чем за три года никаких действий не предприняло. Возможно, о своих обязательствах Иркутскэнерго не вспомнило бы до сих пор, если бы не происшествие 14 апреля этого года, потрясшее весь город.
Две ученицы восьмого класса школы №26 отправились к опасному месту, чтобы сделать памятные снимки на фоне ГЭС - обычное дело для братчан. В стремлении заполучить отличные фотографии одна из подруг приблизилась к обрыву, сорвалась и разбилась насмерть. Вторая девушка попыталась помочь и тоже упала, получив серьезнейшую травму. Сейчас она находится в состоянии комы.
В городских СМИ обсуждались различные причины трагедии, одной из которых считалось самоубийство. Однако, как сообщила директор школы №26 Елена Левченко, бабушка погибшей девочки, являвшаяся ее опекуном, категорически отвергла эту версию, и в настоящее время из-за опрометчивых догадок журналистов здоровье пожилого человека значительно ухудшилось. Мать второй школьницы также опровергает слухи о суициде и, возможно, обратится в суд с иском к СМИ, распространяющим недостоверную информацию.
«Если бы вблизи этих скал были предупреждающие знаки, баннеры, не думаю, что дети проигнорировали бы их», - считает Елена Левченко.
Сразу после случившегося Иркутскэнерго заявило о готовности разместить соответствующие знаки, однако даже спустя неделю они не появились. О более радикальных мерах руководство ГЭС заявило позднее в мэрии, сообщив о готовности полностью ограничить доступ к плотине и с правой стороны, установив забор длиною 60 метров. Однако, в официальном пресс-релизе Иркутскэнерго со ссылкой на директора Братской ГЭС Сергея Кузнецова говорится, что данная мера никак не обезопасит тех, кто будет пытаться выходить на откос за территорией ГЭС. Из чего можно сделать вывод, что средства на забор будут потрачены, цивилизованного подхода и смотровой площадки не будет, а безопасность от этого никак не повысится.
Логики в действиях и ответах Иркутскэнерго не увидели ни городские чиновники, ни представители общественности, ни спасатели. И.о. мэра Братска Александр Туйков открыто выступил против закрытия Братской ГЭС для посещения граждан. В МЧС считают, что проще в настоящее время снова открыть смотровую площадку на левой врезке, а правую - закрыть. Некоторые общественники уверены, что ГЭС - как главная достопримечательность города - должна быть доступна со всех сторон, но в то же время безопасна. «Закрыть ГЭС, символ нашего города, для просмотра в корне неправильно, - считает руководитель общественной организации ветеранов Братска Александр Елохин. - В это сооружение вложен огромный умственный и физический труд всех жителей Советского Союза. Это самый масштабный объект Иркутской области, и в свое время его появление удивило весь мир. Сюда приезжали представители большинства государств, мировые политические лидеры. Я уверен, на примере этого величественного сооружения мы должны сегодня воспитывать будущее поколение, хранить память о выдающихся первостроителях».
По мнению Александра Елохина, руководство ГЭС совместно с городской администрацией должно взять под контроль посещение объекта, вплоть до организации охраны. «Нужно разработать внятную и удобную схему посещения объекта для школьников, туристов, сделать все цивилизованно», - считает он.
Елена Левченко также считает, что ограничивать подход к ГЭС бессмысленно, гораздо проще сделать это место доступным, но в то же время безопасным. «Работая с детьми, я знаю, что запрет - худшая мера, для ребенка запретный плод еще более желанный, поэтому ограничивать заборами бессмысленно, важнее предупредить об опасности и постараться сделать процесс посещения ГЭС контролируемым», - считает она.
Первостроитель Братской ГЭС Василий Скробот убежден, что благоустроить необходимо обе врезки. «А почему нет? Закрыть ГЭС для народа значить ущемить права и интересы местных жителей, туристов. Ведь ГЭС мы строили всей страной, мы любим ее, мы хотим ее видеть, показывать ее другим», - считает он.
Представители общественности, ратуя за безопасность и свободу доступа к промышленному объекту, не учитывают главного в нынешней ситуации, а именно цену вопроса. Благоустройство правой врезки оценивается градостроительным комитетом администрации Братска в несколько миллионов рублей. Большинство опрошенных горожан, в том числе Василий Скробот и Сергей Журавлев, считают, что благоустройством и безопасностью должна заняться Иркутскэнерго. Но на последней встрече с Александром Туйковым представители компании заявили, что средств в бюджете компании на эти цели не предусмотрено. Это при том, что энергетики постоянно перевыполняют планы по выпуску электроэнергии, цены на которую значительно выросли для потребителей с начала года.
А ведь благоустройство привлекательного туристического объекта могло бы дать толчок развитию бизнеса на этой территории. Председатель комитета по градостроительной политике администрации Братска Алексей Бельков рассказал, что еще в прошлом году был проведен конкурс на лучший проект благоустройства правой врезки ГЭС. В его рамках наряду с удобной и безопасной смотровой площадкой предполагалось развитие туристической инфраструктуры возле нее, в частности, открытие ресторана и сувенирного магазина. Ожидалось, что главным инвестором проекта станет Иркутскэнерго, а также частные предприниматели. Городская администрация планировала взять на себя выполнение дорожных и инженерных работ. Однако с декабря прошлого года, с момента подведения итогов конкурса, о его реализации ничего не слышно.
Елена КУТЕРГИНА