Недетская цензура
Нашумевший закон об интернет-цензуре представители местного Роскомнадзора позиционируют с подачи федеральных властей как обеспечение безопасности несовершеннолетних в сети. Вступивший в силу на прошлой неделе реестр сайтов, которые содержат запрещенную информацию, будут обслуживать, в том числе, иркутские сотрудники службы, требуя от местных интернет-провайдеров закрывать доступ к отдельным интернет-страницам для жителей области.
— Роскомнадзор будет предоставлять информацию о нарушающих законы страницах хостинг-провайдеру — это те, кто имеет дисковое пространство на сервере либо сам сервер и сдает его в аренду владельцам сайтов, — рассказал начальник отдела надзора в сфере связи управления Роскомнадзора по Иркутской области Сергей Сивцев. — По истечении трех дней, если хостер не удалит эти страницы, уполномоченный орган, которым в данном случае является наша служба, будет направлять сведения оператору связи, для того чтобы он ограничил доступ своими средствами к этому интернет-ресурсу, при этом будет заблокирован уже весь сайт целиком.
Приступить к этой работе федеральную службу вместе с территориальными отделениями обязал федеральный закон №139, вызывавший массу нареканий в интернет-сообществе еще на стадии законопроекта. Вносимые законом поправки частично вступили в силу в начале осени в виде пометок 12+, 16+ и 18+ в СМИ и дискуссий в ответственных за его исполнение государственных органах о том, может ли волк из «Ну, погоди!» курить папиросу и не следует ли из-за этого переносить показ мультфильма на ночное время. С 1 ноября в силу вступили поправки того же федерального закона, которые должны ограничить доступ к сайтам, содержащим опасный для детей контент.
— Реестр запрещенных сайтов создавался не только для защиты детей, — признал представитель Росприроднадзора. Как оказалось, вносить интернет-ресурсы в «черный список» по собственному желанию смогут разные государственные органы, такие, как МВД, ФСКН и Роспотребнадзор. «В первую очередь это сайты с детской порнографией, касающиеся суицида, распространения и изготовления наркотических средств, экстремизма, — отметил Сергей Сивцев. — Реестр будет обновляться дважды в сутки, и сайты, к которым пользователи перестают обращаться, будут через некоторое время из него выбывать. Кроме того, пожаловаться на ту или иную страницу может любой желающий».
При этом для блокировки доступа к сайту, по его словам, больше не потребуется решения суда. «Поскольку закон «Об информации и информационных технологиях» предусматривал свободное распространение информации, то раньше все это решалось на уровне судов, — объяснил он. — Суды были завалены массой исков к операторам связи с требованием запрета той или иной информации. Сейчас ситуация становится на реальный уровень».
Выведению ситуации на реальный уровень пока препятствуют некоторые трудности, с которыми сотрудники Роскомнадзора столкнулись при попытке реализовать законодательные требования. «Блокировка доступа к сайту через интернет-провайдера не всегда надежна, — отметил Сергей Сивцев. — Существует множество вариантов обхода запретов, например, использование анонимных серверов. Соответственно, блокировка через интернет-провайдера пойдет в ход, только когда исчерпаны все способы ограничить саму информацию, снять ее с сервера. Но многие серверы, как вы знаете, находятся за пределами РФ, и ограничить к ним доступ можно будет только через интернет-провайдера».
Не меньше нареканий, но уже не у специалистов Роскомнадзора, а у владельцев сайтов, чьи страницы могут попасть под действие закона, вызвала другая техническая неувязка. «Как происходит уведомление владельца сайта о том, что их портал содержит какую-то запрещенную информацию?» — уточнил главный редактор популярного сайта «Твой Иркутск» Дмитрий Соколов, но вразумительного ответа от сотрудника Роскомнадзора не получил. «Это дело хостинг-провайдера, он может уведомить, а может просто заблокировать», — пояснил Сергей Сивцев только после повторного вопроса.
— Главные редакторы иркутских интернет-изданий встречались несколько месяцев назад с представителями Роскомнадзора, но ответов на заданные вопросы мы от них и тогда не получили, — рассказал в беседе с «МК Байкал» Дмитрий Соколов. — До сих пор не ясно, почему при обнаружении запрещенной законом информации сотрудники службы сообщают об этом не администратору сайта, а хостинг-провайдеру. Также не ясно, как сайты, попавшие в «черный список», смогут вернуть себе доступ. Я думаю, Роскомнадзор стал заложником ситуации: их обязали исполнять закон, но механизмов для его исполнения у них нет.
— Принятый в спешке, без достаточной проработки, консультаций и обсуждения, закон только формально направлен на защиту детей и общества, — заявил «МК Байкал» шеф-редактор городского сайта «Бабр» Дмитрий Таевский. — Существует большая вероятность того, что на самом деле закон будет работать не против неких «нарушителей», а против тех или иных форм оппозиции. В пользу этой версии говорит и то, что закон был принят в период обострения противостояния властей и оппозиции, только на 18-м году существования Интернета.
По мнению владельцев сайтов, закон однозначно является цензурой и, следовательно, противоречит Конституции и бьет по репутации России в целом. «Здесь открывается широчайший простор для некомпетентности, ошибок и произвола, — подчеркнул Дмитрий Таевский. — В российских реалиях владелец сайта, скорее всего, даже не узнает о том, что страница его ресурса показалась кому-то нарушающей закон: на сайтах и в реестре доменных имен не указываются координаты владельца, да и вряд ли проверяющие органы будут стремиться своевременно известить владельца сайта. В результате, если закон будет исполняться, это приведет к деградации Интернета в России по китайскому сценарию».
В сложившейся ситуации Дмитрий Соколов предлагает владельцам сайтов, не дожидаясь реакции Роскомнадзора, прибегнуть к самоцензуре. «У владельцев сайтов только один вариант действий — более внимательно отслеживать содержание сайта, в том числе с помощью модераторов», — отметил он.
Илья Новиков.