После нас хоть потоп
На территории, которая попадает под затопление водохранилищем Богучанской ГЭС, завершились археологические раскопки. Они длились четыре года. Как говорят специалисты, за это время им удалось спасти всего лишь десятую часть памятников, которые находятся в этой зоне. Все остальное уже уходит под воду. Археологи жалуются, что федеральные власти выделили им мало времени и финансовых ресурсов.
— Проводя работы четыре года подряд на одном и том же месте и понимая сейчас, что успел сделать далеко не все, просто становится обидно, — говорит младший научный сотрудник кафедры археологии Иркутского госуниверситета Дмитрий Лохов.
Как отметила научный сотрудник лаборатории и палеоэкологии Института археологии и этнографии СО РАН Валентина Новосельцева, 2012 год стал последним годом археологических работ в зоне затопления Богучанской ГЭС. Силы в этот раз были сосредоточены на территории Иркутской области — в Усть-Илимском районе, поскольку в Красноярском крае уже началось затопление ложа водохранилища. Несколько точек, интересных с археологической точки зрения, там уже ушли под воду.
На территории Приангарья в этом году на раскопках работало 22 археологических отряда, из которых девять были из Иркутска, остальные приехали из других городов Сибири, Дальнего Востока и даже Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее интенсивные работы велись на территории бывших деревень Ёдарма и Кеуль, относящихся к 1600-м годам.
В ходе раскопок в Кеуле ученым удалось сделать уникальную находку. Там были обнаружены два редких захоронения — специалисты нашли черепа людей без нижних челюстей. Остальные части скелета, видимо, захоронены в другом месте. «То есть мы имеем в наличии факт отдельного захоронения туловища и отдельного — головы, — пояснила Валентина Новосельцева. — Погребения отнесены к раннему бронзовому веку, но точных датировок мы пока не имеем. Возраст находок определят антропологи».
На территории Ёдармы археологи нашли остатки жилых строений — полуземлянок. Это ямы, которые укреплялись бревнами. По словам Дмитрия Лохова, сейчас дома готовятся к перевозу в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» Братска.
Еще одним любопытным открытием стало то, что на территории Ёдармы, как установили археологи, люди жили уже в период палеолита. Находкам, сделанным на этой территории, по оценкам специалистов, более 30 тыс. лет. Но из-за того что свидетельства палеолитического времени лежат в мерзлоте, ученым не удалось провести полноценные раскопки, и объекты, которые могут быть интересны, скоро уйдут под воду.
Всего в этом году в Иркутской области на территории, попадающей под затопление, археологи в ходе раскопок сделали порядка 40 тыс. находок — это каменные топоры, остатки сосудов, изделий из металла, костей, остатки строений. Сейчас в «коллекции», собранной в ходе раскопок в Приангарье, числится в общей сложности почти 60 тыс. предметов.
Ожидается, что уже в следующем году зеркало Богучанского водохранилища подойдет к Усть-Илимскому району, однако археологи еще рассчитывают, что успеют провести кое-какие работы. «Осталось очень много нераскопанного», — отметила Валентина Новосельцева.
— В целом за весь период археологических работ в зоне затопления спасти удалось едва ли десятую часть памятников, — констатирует аспирант, младший научный сотрудник кафедры археологии Иркутского госуниверситета Иван Бердников.
Между тем только в Иркутской области в зоне затопления насчитывается более 60 точек, где нужно было проводить спасательные археологические работы. Обработать удалось ничтожно мало. «Например, территория Кеуля составляет 145 тыс. кв. м, обработано археологами всего 1,5 тыс. На других памятниках успели вскрыть 10—20% культурного слоя», — говорит Валентина Новосельцева.
По словам археологов, федеральные власти дали специалистам слишком мало времени и финансирования на спасательные работы. «Выделение денег на археологические раскопки началось только в 2008 году, хотя о возобновлении строительства Богучанской ГЭС было известно с 1998 года, — рассказывает Валентина Новосельцева. — То есть начинать работать мы могли бы с конца 1990-х годов. Но, к сожалению, спасательные работы были включены только в последние четыре года строительства гидростанции, а учитывая, что на прохождение бюрократических процедур, как правило, требуется много времени, на места мы все это время выезжали к концу лета, а к октябрю уже нужно было возвращаться».
Для проведения археологических работ в районе строительства Богучанской ГЭС для Иркутской области археологи запрашивали у федерального центра порядка 5 млрд рублей, для Красноярского края — 12 млрд. Однако финансирование было минимальным. Так, например, в 2008 году на эти цели выделялось в общей сложности 110 млн рублей, в 2009 году — 142 млн, в 2010 — 282 млн рублей.
— Между тем при наличии хорошего финансирования памятники можно было бы спасти и за пять-шесть лет, — говорит Иван Бердников. — Тогда была бы возможность привлечь специалистов со всей России, организовать отряды по 100—150 человек, чтобы выполнить гораздо больший объем работ.
Светлана Латынина