«Рыжий лис» как прикрытие
Иркутскую область заволокло едким дымом от лесных пожаров. Леса нещадно горят в Тулунском, Зиминском, Заларинском, Иркутском и других районах. Пожары возникают не только из-за несанкционированного пала травы, областные власти уверены, что природу жгут еще и намеренно. Под ядовитой пеленой разворачивается настоящая война за лес. Черные лесорубы поджигают тайгу, заметая следы своей преступной деятельности, или отвлекают внимание лесной охраны, чтобы под шумок вывезти добычу, либо устраивают пожары, дабы отомстить властям за предпринимаемые попытки изгнать криминал из отрасли. Лесхозы, прикрывая преступников, саботируют тушение огня, а жители задыхающихся деревень, пытаясь защитить себя и спасти тайгу от стихии,выстраиваются живыми баррикадами, чтобы не допускать нелегальных лесорубов в лес во избежание беды. Таким образом пытались отстоять лес жители деревни Быково в Иркутском районе, но оказались беззащитны перед вооруженными до зубов нелегалами и попросту были ими избиты.
— Обстановка с лесными пожарами и намеренными поджогами требует быстрых, решительных мер. Не может просто так в лесах за сутки возникнуть 40 пожаров. Мы должны поставить заслон поджигателям, — подчеркнул первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков.
По состоянию на понедельник, 28 апреля, в Иркутской области действовало 11 лесных пожаров на площади 229 га. Лес горел в Зиминском, Заларинском и Казачинско-Ленском районах. Еще 10 пожаров на тот момент было локализовано. Все выходные в регионе шла масштабная борьба с огнем. Только за одни сутки было ликвидировано 48 пожаров. В выходные дым стоял коромыслом, в Ангарске местный филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» по результатам лабораторных исследований даже выявил превышение количества оксида углерода в атмосферном воздухе.
Одной из основных причин пожаров является беспечность дачников, которые незатейливо жгут сухую траву и сами же потом от этого страдают. В Иркутском районе 23 апреля на Курминском тракте в садоводстве «РостРон» четыре дачных участка пострадали в результате пожара, который устроил один из садоводов при несанкционированном пале травы на своей даче. Незадачливый огородник спалил два дома и три бани. Мужчина приехал на дачу, чтобы произвести уборку мусора. Собрав все ненужное в железную бочку, он поджег ее содержимое. Оставив без контроля горящий мусор, он не заметил, как огонь стал распространяться на участке по сухой траве. Самостоятельные попытки потушить возгорание не увенчались успехом, и пламя перекинулось сначала на его дом, а затем и на близстоящие строения.
Подобный случай произошел 26 апреля в Усольском районе в садоводстве «Сосновый бор». Мужчина жег мусор на участке, отошел куда-то, и в итоге сгорел не только его дом, но и соседние. Лес в обоих случаях удалось отстоять. Нарушители за невыполнение требований законодательства будут оштрафованы на сумму от 3 до 4 тыс. рублей. Всего в регионе с начала пожароопасного сезона правоохранительными органами возбуждено восемь уголовных дел по факту лесных пожаров и зарегистрировано 18 административных правонарушений за пал сухой травы.
Но мэр Иркутского района Игорь Наумов уверен, что виной 80% пожаров все-таки являются лесорубы, и не важно, «черные» они или нет. «Они могут отвлекать внимание. Вырубив 100 кубометров леса, поджигают участок где-то в 10 км от своей деляны. И пока вся лесная охрана занята тушением, лес под шумок вывозят, — говорит мэр. — Или лесозаготовители вырубают больше, чем им было отведено, и заметают следы. Ведь когда все сгорело, нельзя установить, сколько вырублено».
Эти заготовители леса настолько обнаглели, что избивают местное население, которое в буквальном смысле грудью встает на защиту тайги, ведь танков у них нет. На днях в стычке с лесорубами пострадали жители деревни Быково в Усть-Балейском муниципальном образовании Иркутского района. «Глава Усть-Балейского Виктор Тирских пытался запретить лесорубам на нескольких «КамАЗах» попасть в лес, руководствуясь введенным особым противопожарным режимом, — рассказал Игорь Наумов. — Его поддержали жители деревни, они перекрыли дорогу технике. Но на помощь лесорубам на нескольких автомобилях приехали вооруженные люди. В итоге произошла драка, в которой побои получили местные жители, в том числе была избита женщина. Сейчас полиция проводит проверку по этому факту. Но это уже настоящее хамство, так может и до убийства дойти».
В том, что лес в большинстве случаев жгут целенаправленно, уверены и в областном правительстве. Николай Слободчиков на совещании, посвященном этой в прямом смысле горячей теме, отметил, что в четырех самых коррупционных в лесной отрасли районах региона, а это Зиминский, Заларинский, Тулунский и Усольский, пожары чаще всего возникают ночью. «При этом в 3—4 часа ночи в лесу была замечена техника — автомобили повышенной проходимости и квадроциклы, однако злоумышленники задержаны не были, — сообщил первый заместитель председателя правительства. — Поэтому принято решение организовать там ночные дежурства».
Министр промышленной политики и лесного комплекса Приангарья Алексей Климов рассказал, что 27 апреля сгорели 15 га в питомнике лесхоза в Заларинском районе. «И это явно был поджог, — уверен министр. — Потому что сначала поджигали лес с краев, но потом, когда работники лесхоза территорию опахали, злоумышленники подожгли участок из середины».
По мнению Алексея Климова, кроме лесорубов, вредить таким образом могут бывшие недобросовестные сотрудники лесхозов, которые раньше были уволены за выявленные в их работе нарушения. К расследованию данных обстоятельств планируется привлечь правоохранительные органы и прокуратуру. 29 апреля в проблемные районы выехала правительственная комиссия под руководством Николая Слободчикова.
По его словам, для контроля за лесорубами приняты дополнительные меры. К задержанию лесовозов, которые то и дело снуют по дорогам региона, в частности по Александровскому и Качугскому трактам, привлечены не только правоохранительные органы, но и сотрудники Дорожной службы, службы весового контроля. «Кроме того, мы рекомендовали главам особо пожароопасных районов ввести режим чрезвычайной ситуации в территориях, чтобы обеспечить более быстрое реагирование на пожары, полностью запретить доступ в лес, привлечь бульдозеры, тралы, опахать опасные участки, чтобы не допустить перехода пожаров на населенные пункты», — рассказал первый зампред правительства.
Проблемы возникают и на уровне действующего руководства лесных хозяйств, которое саботирует тушение пожаров. Агентство лесного хозяйства Иркутской области уже начало служебную проверку на предмет халатности в отношении руководителя Усольского лесничества Михаила Самохина, подчиненные которого несвоевременно реагировали на начавшиеся на территории лесхоза пожары. Чиновник отстранен от работы. Дело в том, что после поступления в Усольский лесхоз информации, полученной со спутника, о том, что зарегистрирован пожар площадью 1 га, прошло несколько часов, прежде чем возгорание начали тушить. Соответственно площадь пожара увеличилась, как и причиненный им ущерб.
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко поручил профильным ведомствам регионального правительства во взаимодействии с органами полиции, прокуратуры и МЧС провести расследование по каждому случаю возникновения лесных пожаров на предмет умышленных поджогов.«По итогам проверок необходимо принять кадровые и процессуальные решения со стороны правоохранительных органов, вплоть до возбуждения уголовных дел за халатность или умысел», — подчеркнул глава региона.
Игорь Наумов убежден, что лес жгут не только для того, чтобы скрыть следы преступления. Есть и те, кто мстит лично Сергею Ерощенко, который вплотную занялся наведением порядка в лесной отрасли. В прошлом году глава региона выдвинул ряд предложений по изменению федерального законодательства в этой области. Предложения касались создания лесной биржи, ужесточения требований к реализации приоритетных инвестиционных проектов в лесной сфере, и федеральный центр идеи иркутского губернатора поддержал. А недавно Сергей Ерощенко запретил продавать леса, предназначенные под санитарные рубки, по бросовой цене, подняв ее в два раза — с 350 до 700 рублей за кубометр. Из-за этого нечистые на руку работники лесхозов потеряли возможность зарабатывать на лесе, ведь количество покупателей резко упало. По мнению мэра Иркутского района, недовольные лесники выжигают лес, пытаясь показать, кто в тайге хозяин.
Марина Фунт