Утомленные Гольцварт
Накануне в Иркутском областном суде было заявлено об отставке сити-менеджера Братска Елены Гольцварт, и эта информация сразу же была широко растиражирована. В Братске эту новость встретили с воодушевлением, как некую перспективу на выход из затянувшегося политического пике. Однако радоваться рано, заявление в суде об отставке Гольцварт само по себе еще ничего не значит. Впрочем, как и ее фактическая отставка тоже, несмотря на то, что мэр Братска Константин Климов по всем формальным и процессуальным признакам, судя по всему, вышел из этого противостояния победителем. Наличие победителя в лице Климова, впрочем, не является доказательством того, что стоящие за Гольцварт силы потерпели фиаско. Случившееся 20 февраля в суде, а именно заявление представителей сити-менеджера о том, что она 19 февраля написала заявление по собственному желанию, может пока свидетельствовать только о том, что в жесткой закулисной борьбе за власть в Братске противниками Александра Гаськова была одержана весомая, но пока тактическая, а не стратегическая, окончательная победа. Иными словами, несмотря на то, что жители некогда легендарного города практически доведены до отчаяния изнурительной и циничной борьбой за сферы влияния отдельных персонажей, до ее окончания, судя по всему, нам всем как до луны.
- Все катится куда-то не туда, но куда я и сам не понимаю. Я уже просто боюсь за город. Люди сейчас взбудоражены, но ничего не предпринимается для того, чтобы их успокоить, наоборот, ситуация еще усугубляется, – заявил журналисту «МК Байкал» директор муниципального предприятия «Братское троллейбусное управление», депутат городской думы Сергей Ишков. - Если этот процесс не остановить, то может произойти страшное – от города ничего не останется, люди уже сегодня отсюда бегут. У них отобрали будущее на этой земле.
Игры разума
Судебная тяжба между Гольцварт и Климовым стала беспрецедентной для России, но жители северного города поняли ее как попытку мэра противостоять прогрессирующей олигополии в городе и стремление к ограничению прав представителей исполнительной власти, фактически выражающих интересы одного лица. Если вы поговорите с жителями города сегодня, то услышите, что мэр герой. Не исключено, что в самом начале конфликта кто-то перед собой именно такие цели и ставил. То есть героем и хотел стать, потому что не мог не понимать, что добиться целей куда более масштабных одному человеку, даже если он и Константин Климов из Братска, вряд ли под силу. Тем более, если знать, что Александр Гаськов тоже из Братска, и чего греха таить, всем известно, что покруче других будет.
Разборки братских крутых ребят, как и следовало, получили широкий общественный резонанс и резкую оценку губернских властей. В результате последнего конфликт видоизменился и приобрел две, а может быть и три, а может быть даже и четыре формы, которые разворачиваются сразу в нескольких плоскостях и только одна из них публичная. А именно судебная. И, поскольку она самая формализованная и узко специфическая, практически все наблюдатели потеряли логическую сцепку, запутались и честно сознаются, что категорически не могут понять происходящего.
- Я уже давно не вижу в происходящем никакой логики, просто слежу со стороны за сюжетом, который абсолютно непонятен, - поделился мнением руководитель фракции «Единая Россия» в думе Братска Аркадий Нестеренко. – Я не удивлюсь уже никакому исходу дела.
Нестеренко не одинок, приблизительно в таком же духе высказываются и его коллеги по думе, и бизнесмены, и представители культуры, и работники бюджетной сферы.
- Я ежедневно встречаюсь с первостроителями, творцами нашего легендарного Братска, и могу выразить общее мнение – такого раздрая за всю историю города не было, - подчеркнул председатель городского совета ветеранов, депутат думы Братска Александр Елохин. – Поведение и Климова, и Гольцварт никому не понятно, у них нет никакой ответственности за город, так что обоих их нужно отстранить от власти, чтобы не путались под ногами. Три года в городе длится кризис и экономический застой, сейчас нужно думать о развитии, искать инвесторов, наводить мосты с Иркутском, Москвой, а они вместо этого занимаются своими распрями!
В ходе судебной тяжбы Климов многократно превращался из героя в изгоя и наоборот и снискал себе репутацию непостоянного загадочного молодого человека, позволяющего себе то подавать иски, то отзывать, и внезапно таинственно для всех исчезать бесследно. Вот и сегодня утром, 21 февраля, его секретарь сообщила, что ее шеф был отозван из отпуска два дня назад, но на работу еще не прибыл, потому что находится по дороге из Иркутска в Братск. Следовательно, отставку Гольцварт он еще подписать не успел. Однако в приемной Гольцварт нам сообщили, что на месте ее нет, и где она, секретарь не знает. Кто исполняет ее обязанности, и исполняет ли вообще, там тоже не смогли ответить. Телефоны пресс-службы трусливо молчали. Кроме того, на официальном сайте администрации Братска никакой информации о подаче главой администрации заявления об уходе по собственному желанию с утра не было, точно так же как в аппарате думы его никто не видел. Куда это заявление подевалось, и было ли оно вообще, неведомо. Но пресс-секретарь Климова предположила, что мэр везет его из Иркутска в Братск. Может быть, завладев им в Иркутске, Климов действительно везет этот важный для него трофей в Братск. Но как тогда объяснить то, что заявление Гольцварт попало в руки Климову, если юрист администрации заявил на суде, что 19 февраля оно поступило в аппарат думы, когда Климова там не было. Связаться непосредственно с Климовым и выяснить все эти вопросы не удалось, в связи, с чем автор этого текста присоединяется ко всем остальным, кто отказывается искать в действиях Гольцварт и Климова здравый смысл.
Но если практически все, не комплексуя, признаются в том, что происходящее стало недоступно их пониманию, единственным вменяемым участником процесса, находящимся в публичной сфере, остается суд.
Чутье Фемиды
Последнее, можно сказать, историческое заседание Иркутского областного суда, на котором и было объявлено об отставке Гольцварт, продемонстрировало поразительную прозорливость и принципиальность судей. Создавалось впечатление, что судебная коллегия, быстро раскусив намерения противоборствующих сторон, делает все, чтобы не допустить затягивания рассмотрения дела в суде. Для принятия решений судьи даже не удалялись в совещательную комнату, в результате чего сторона Гольцварт, предприняв две попытки перенести заседание по формальным признакам, вынуждена была обнародовать заявление главы, ставшего сенсацией. Судьи стремились сосредоточиться только на сути – трудовом споре. И им это удалось. В результате итог следующий. Первое - Климов отказался иск отозвать, и это означает, что от своих претензий к работе Гольцварт он не отрекся. Второе – сторона мэра заявила ходатайство о прекращении дела, в связи с тем, что Гольцварт написала заявление. Третье – суд заявил, что для прекращения дела Гольцварт должна отозвать свою апелляционную жалобу. Из последнего следует, что если так и будет, Гольцварт уволят не по собственному желанию, а по решению Братского городского суда, принятого еще осенью прошлого года.
Возникает вопрос, что все это значит, и что теперь будет. С формальной точки зрения, это ничего не значит, поскольку окончательное решение суд еще не принял, и сможет принять только в случае, если заявление Гольцварт об увольнении найдется, и Климов его подпишет, а Гольцварт в свою очередь отзовет апелляционную жалобу. Сделают ли они это, никто не знает, так как после вчерашнего заседания суда признаки конфликта из публичной плоскости переместились в закулисную. И как в ней развивались события, мы сможем узнать только тогда, когда участники конфликта снова окажутся в суде, то есть на той территории, куда падает свет рампы.
Сказка про ледяной город
Поскольку свет рампы выхватывает только то, что скрыть уже нет никакой возможности, земля Братска полнится слухами и кишит разными версиями одна фантастичнее другой. Народное сознание живет мифами, а мифу, как известно, нужен герой, который придет и спасет город. Вот один из них в авторской интерпретации. Пока кум да кума ссорятся и делят любимого крестника, который чахнет на глазах, и почти оглох и ослеп, один решительный, безжалостный, но справедливый князь, весь в серебряных одеждах, из своего далекого изгнания пытается собрать и возродить народное вече и вернуть ему легитимность. Вече потеряло легитимность, потому что его члены, избранники народа сидят заколдованные в ледяных оковах, то есть впали в небытие по воле злых сил. Сам князь без вече ничего не может, а вече нужно для того, чтобы принять поправки в один очень важный документ, без внесений которых у города будущего нет.
Князю приехать в город нельзя, его туда не пускают эти злые силы, которые заколдовали народных избранников и которые он должен победить. Поэтому он действует через своих тайных агентов. У князя есть план: расколдовать «замороженных», чтобы они, хотя бы двое из них, самые смелые, пришли к народу, повинились и признались, что их силой держат в ледяных оковах и не пускают к народу принять важный документ. Если план князя сработает, вече воспрянет, документ будет принят, и злые силы канут в небытие. Город оттает и проснется от летаргического сна.
А не пойти ли вам всем…
- Такое ощущение, что Климов просто ненавидит город, не знаю, чем еще можно объяснить такое поведение. Как будто на Братск ему просто плевать, потому что он досиживает оставшиеся месяцы в должности за немаленькую зарплату. В Санкт-Петербурге, куда он, по слухам, намерен переезжать, у него таких возможностей не будет, - предположил президент Союза промышленников и предпринимателей Братска Дмитрий Ступин. – А из-за его выходок страдает весь город. Сегодня многие производители и предприниматели уже готовы покинуть Братск, потому что здесь для них нет не только перспектив, но даже минимальной стабильности.
Дмитрий Ступин выразил надежду, что после отставки Гольцварт люди вздохнут наконец спокойно. «У людей накопилось такое раздражение от каши, которую заварила действующая власть, что им уже все равно, кто прав, кто виноват, они просто хотят, чтобы сегодняшняя команда управленцев была отстранена от власти», — говорит он.
К сожалению, не вздохнут, так легко и быстро не получится. Как сообщил специализирующийся на избирательном праве адвокат Роман Буянов, по уставу Братска вышедшие из думы нардепы отозвать свои заявления не смогут, так как они уже утверждены думой. Однако есть способ решить эту коллизию в судебном порядке. Если на суде нардепы заявят, что написали свои заявления о выходе из думы под давлением, суд может посчитать это достаточным основанием и не утверждать решение о признании думы неправомочной. Однако, как подчеркнул адвокат, у суда могут возникнуть вопросы о способах давления, и почему не было обращений в полицию. В любом случае, по мнению Романа Буянова, процедура эта достаточно сложная. По мнению другого эксперта, можно также заявить, что подписи на заявлениях подделаны или что нардепов ввели в заблуждение, но теперь они одумались.
Как бы там ни было, совсем скоро северный кризис снова выйдет из тени и попадет под свет рампы. На 24 февраля назначено судебное заседание Иркутского областного суда по иску Константина Климова о признании думы Братска неправомочной. И если сказочного разворота событий на нем не случится и думу признают нелегитимной, победу Климова над Гольцварт можно считать пирровой. А что будет с некогда легендарным Братском, то на этот вопрос, кроме самих братчан, не сможет ответить никто.
P.S.: Пока текст готовился к публикации, на сайте администрации Братска появилась официальная информация о том, что Елена Гольцварт «подала на имя мэра заявление с просьбой расторгнуть контракт». Исполнение обязанностей главы администрации Братска возложено на заместителя главы администрации Ивана Бойко.
материал: Светлана Батутене.