Казус эндемика
Байкальский эндемик, единственный пресноводный тюлень может погибнуть не от руки человека, чего так страшно боялись экологи, а в результате действия природных законов, которые запустят неизбежные механизмы по регулированию численности популяции. Иными словами в результате естественного отбора. Дело в том, что в последние несколько лет байкальские тюлени существуют в крайне комфортной для дикой природы среде, то есть без естественных врагов и соответственно неуемно размножаются. По мнению ученых Байкальского филиала «Государственного научно-производственного центра рыбного хозяйства», единственного в России занимающегося изучением байкальской нерпы, такая ситуация не может продолжаться долго и неизбежно приведет к эпидемии, в результате которой половина численности популяции может погибнуть от вируса. Ученые убеждены, что, таким образом, природа избавится от наиболее слабых особей с низким иммунитетом, потому что увеличение численности популяции в отсутствии внешних угроз уже привело к тому, что тюленям скоро нечего будет есть. Единственным выходом из ситуации может стать возобновление промышленного отлова нерпы, но в России с 2009 года действует мораторий на добычу тюленя, а производственно-хозяйственная база по его отлову и использованию давно развалилась.
— Поголовье байкальского тюленя составляет около 130 тыс. голов и оно постоянно растет. Мы давно уже кричим во всеуслышание, что просто необходимо возобновлять промышленную добычу байкальской нерпы, — говорит директор Байкальского филиала «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд. — Если не остановить увеличение ее поголовья, среди этих животных начнется эпидемия — это естественное регулирование численности. Вместо имеющихся 120-130 тыс. голов, останется 60-70 тысяч, остальные будут выброшены на берега Байкала. Млекопитающие просто умрут от вируса, который существует в каждом организме в зачаточном состоянии и начинает развиваться при определенных условиях, таких как недоедание, например.
Последняя подобная эпидемия уже случилась в 1997-98-м годах, когда вспышка эпизоотии чумы плотоядных унесла жизни нескольких тысяч нерп, и поголовье сократилось почти вдвое. С 2009 года в России действует мораторий на добычу тюленей, в том числе и байкальской нерпы, который объявил тогда премьер-министр РФ Владимир Путин. Это было связано с варварской добычей бельков, которых на льду забивали дубинками, в северных морях страны, и браконьерством, что грозило сокращением численности тюленей. Как ни парадоксально, но меры государственной защиты тюленей сыграли для них плохую службу. В результате них теперь нерпе грозит другая беда — вымирание из-за чрезмерной численности. Но Министерство природных ресурсов России не согласовывает возобновление промышленного отлова нерпы.
По словам Владимира Петерфельда, проблема еще и в том, что возобновить добычу — задача не легкая. До моратория в России был налажен рынок, сбыт, работали колхозы, поставщики. Шкура нерпы использовалась в изготовлении меховых изделий — унтов, шапок, а жир и мясо отправлялись в основном на зверофермы. Но после стольких лет простоя хозяйство развалилось, зверофермы давно обанкротились, и теперь необходимо все восстанавливать заново, а это не малые деньги.
Однако тема варварского уничтожения байкальской нерпы, вопреки фактически прямо противоположному положению дел, продолжает использоваться в спекулятивных целях некоторыми далекими от истинного положения дел людьми, самонадеянно называющих себя учеными. Так ныне фотолюбитель, а в прошлом депутат Государственной Думы РФ пятого созыва от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, и ранее глава администрации УОБО Валерий Малеев на страницах ежедневного московского выпуска газеты «Московский комсомолец» № 26362 от 18 октября 2013 года вылил немало грязи на ученых. Он обвинил своих бывших соотечественников в убийстве байкальского эндемика и организации кровавой бойни на берегах озера. «Я сам кандидат биологических наук, биолог-охотовед. В июне этого года в бухте Заворотной я видел несколько убитых нерп, мне объяснили, что они добыты в научных целях. Кому нужна такая наука? И кто развязал эту бойню? — возмущен Валерий Малеев. — Если говорить на строго научном языке, то при существующей популяции нерпы на Байкале убийство 2,5 тыс. в год, именно такая предусмотрена квота, на самом деле не регулирование численности, а варварство и научное невежество, подрывающее и без того пошатнувшийся престиж нашей биологической науки».
материал: Марина Фунт.