Чиновники-кроты
В Иркутске продолжается перманентная многолетняя война за территорию для жизни между местными жителями и предприимчивыми чиновниками городской мэрии. На днях работники Иркутского молочного завода в ходе визита на предприятие губернатора Сергея Ерощенко пожаловались ему на строительство в санитарно-защитной зоне торгово-развлекательного центра. В результате предоставления городской администрацией предпринимателю Андрею Ковшарову участка, собственность на который была не разграничена, уничтожен сквер c 30-летними деревьями и ограничен подъезд к предприятию, в том числе перекрыт запасной выезд. В борьбе за свои права и интересы заводу не помогли ни суды, ни пикеты. Между тем по всему Иркутску можно найти подобные примеры нецивилизованной точечной застройки, благоприятную среду для которой создали некоторые чиновники из команды предыдущего мэра Владимира Якубовского и которая впоследствии успешно пережила смену городской власти. Остановить этот процесс, по мнению экспертов, способна только мощная политическая воля и консолидация усилий всех слоев общества.
— Мы пытались вести переговоры и бились в судах, но все без толку. В зеленой зоне предприятия вырубили под корень все деревья, включая 30-летние сосны, все разрыли и разрубили, — рассказала «МК Байкал» представитель ОАО «Молоко» Татьяна Иванченко. — Сначала строительство велось на небольшой территории, которая с годами превратилась в огромный участок, перекрыв почти все въезды на территорию завода. Нам под фуры с молочной продукцией оставили только узенькую площадку. Но главное, что в результате выделения участка предпринимателю Андрею Ковшарову у промышленного объекта был перекрыт запасной выезд, через который в случае необходимости должны были идти пожарные машины.
Кончина сквера
По словам главного инженера Иркутского молочного завода Вячеслава Щапова, строительство в санитарно-защитной зоне предприятия, ширина которой по законодательству должна составлять 100 метров от границы завода, началось еще в 2008 году. «Участок в аренду предпринимателю Ковшарову выделили на пять лет для строительства одноэтажного магазина. Соответствующее постановление подписал мэр Иркутска Владимир Якубовский», — отметил сотрудник завода.
Впрочем, деятельность Ковшарова на прилегающей к предприятию территории началась гораздо раньше — сначала он построил на перекрестке рядом с молокозаводом супермаркет «Берег». «Магазин принадлежит Андрею Ковшарову, но бизнес организовывал его отец Виктор Ковшаров, который в свое время занимал определенные посты в администрации и, пользуясь своим положением, получил территорию вблизи молокозавода для павильона, — подчеркнула Татьяна Иванченко. — Когда было принято решение расширять улицу Байкальскую, сносили все объекты, а снос его павильона приостановили — выделили ему рядом земельный участок для переноса объекта».
В итоге павильон снесен не был. Более того, предприниматель выкупил находящееся рядом здание кафе «Армавилис» и таким образом завладел всем прилегающим к молокозаводу участком со стороны улицы Байкальской. В 2012 году непосредственно перед проходной завода администрацией Иркутска в аренду предпринимателю был выделен еще один участок для размещения бесплатной парковки. «Таким образом, это безобразие продолжилось и при Викторе Кондрашове. Мы неоднократно обращались в администрацию, чтобы участок в районе дороги к предприятию выделили нам, но получили отказ», — отметила представитель молокозавода.
Лоббированием интересов Ковшаровых, по словам Татьяны Иванченко, занимался бывший заместитель мэра — председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Девочкин, который в январе текущего года был со скандалом уволен из мэрии. По неподтвержденной информации, строительством этого объекта также занимались принадлежащие ему подрядные организации. «Сначала было выдано разрешение на строительство одноэтажного магазина, но позже вид разрешенного использования был изменен, и на этом месте стали строить развлекательный центр. Уже возвели пять этажей, и будет еще шестой», — отметила сотрудник предприятия.
Как заявил «МК Байкал» сам Андрей Ковшаров, санитарно-защитная зона молокозавода не была оформлена официально. «На сегодняшний день такой санитарной зоны у гормолзавода нет, видимо, они на нее денег пожалели, — подчеркнул предприниматель. — В течение трех лет мы прошли все необходимые процедуры и получили все согласования на строительство. На все возражения гормолзавода им были даны ответы о том, что строительство ведется законно».
Таким образом, найти общий язык с предпринимателем у руководства завода не получилось. Разрешить конфликт в судебном порядке также не вышло. Судья Арбитражного суда Иркутской области, по словам работников предприятия, отказала предприятию в иске об отмене решения администрации о выделении земельного участка по формальным основаниям. «Она действует на основании тех документов, которые представлены. А у ответчика с документами все в порядке, есть разрешение на строительство в этом месте, — подчеркнула Татьяна Иванченко. — Кондрашов ничего определенного нам не ответил, Девочкин присылал отписки. В результате дело дошло до губернатора Сергея Ерощенко, который пообещал оказать поддержку».
Избирательное право
Ситуацию с застройкой санитарно-защитной зоны молокозавода эксперты в области управления землями муниципалитета называют системным, а не частным случаем сомнительного выделения земель в Иркутске. Как отметил внештатный советник губернатора Иркутской области профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ИрГТУ, много лет возглавлявший КУМИ администрации Иркутска, Леонид Ощерин, беспорядочная точечная застройка города пустила корни еще в 1990-х годах.
— В 1995 году я руководил рабочей группой, которая по соглашению с Агентством международного развития США разрабатывала правила землепользования и застройки городов. Такие правила не нужны были в советской системе и потребовались, когда земля оказалась в частной собственности, в обороте, — рассказал «МК Байкал» Леонид Ощерин. — Но, к сожалению, этот проект не получил дальнейшего развития.
По словам эксперта, подобных регламентов в Иркутске не существует до сих пор, поскольку это выгодно некоторым чиновникам. «Сегодня для того, чтобы проектировать, выдается градостроительный план земельного участка. Он как раз должен создаваться на основании подобных правил, которые прошли публичные слушания, получили все заключения, где, в частности, определены санитарно-защитные зоны. Без таких регламентов полномочия по выдаче градостроительного плана земельного участка оказались у органов местного самоуправления, по сути дела, у мэра», — подчеркнул Леонид Ощерин.
Отсюда, по мнению бывшего председателя КУМИ, перед горожанами возникают административные барьеры. «Везде просвечивается коррупционная составляющая. Попробуйте получить земельный участок, имея низкие доходы. В итоге градостроительные планы земельных участков у нас чаще всего получают те, кто вхож к мэру и приближенным чиновникам, а кто не вхож — получают от винта. Такая избирательность как раз и создает условия для коррупции», — подчеркнул Леонид Ощерин.
По словам директора одного из риелторских агентств Иркутска, проработавшего в этой сфере более 17 лет и пожелавшего остаться неназванным, такая же избирательность наблюдается, когда требуется узаконить самострой. «Сейчас многие чиновники поняли для себя выгоду в дополнительном заработке. Хочешь узаконить свое жилище — плати, не заплатишь — не узаконишь», — заявил он «МК Байкал».
Риелтор привел последний случай из собственной практики. Недавно он передавал в приемную губернатора Иркутской области обращения от семьи вынужденных переселенцев из Казахстана, которые, отчаявшись получить земельный участок под индивидуальное строительство, самовольно воздвигли два дома в частном секторе Правобережного округа, но теперь не могут их узаконить. «Чиновники постоянно ссылаются на дефицит земель, но почему тогда в центре города одному бывшему чиновнику вместо шести соток согласно землеотводным документам выделили аж 46, другому вместо трех выделили десять, а третьему вместо 14 соток — 24?» — недоумевает риелтор.
По мнению Леонида Ощерина, заявления городских властей о недостатке в городе свободных земель, по меньшей мере, некорректны. «Кондрашов начал нести ахинею, мол, в городе нет земли. Это вранье высшей категории. У нас из 27,7 тыс. га в фактическом пользовании находится только десять тыс. Есть, конечно, среди этих территорий леса и болота. Однако дефицит создается искусственно», — уверен эксперт.
Вредители в охраняемых зонах
В условиях мифического отсутствия земель участки в Иркутске бесплатно отводятся управлению капитального строительства (УКС) города, которое действует как коммерческая организация. «При этом бюджет города от этого ничего не имеет. Участки выделяются под благоустройство, а потом изменяется их назначение. На днях было очередное постановление Виктора Кондрашова о выделении УКСу участка под благоустройство», — рассказал Леонид Ощерин.
Все это дает основания делать вывод о том, что система, созданная при бывшем мэре Владимире Якубовском при поддержке тогдашнего губернатора Бориса Говорина, при которой муниципальные участки выделяются определенным структурам, а, по сути, захватываются для последующей продажи, сохранила жизнеспособность до сих пор. «На деле выходит, что при продаже квартир УКС — это коммерческое предприятие, а когда речь заходит о выделении земли, так это сразу муниципальная структура, имеющая приоритетное право на это», — делает вывод о порочной двуличности УКСа депутат Государственной Думы и общественный деятель Антон Романов.
Городское УКС, по словам парламентария, не гнушается вести застройку на территории реликтовой Кайской рощи, отнесенной к охраняемым природным территориям. «В журналах можно встретить их рекламу о продаже коттеджей в экологически чистом районе города, — рассказал Антон Романов. — Эти участки были отведены, дендрологи дали добро, все это дело провернула мэрия еще при Якубовском, но Кондрашов никаких действий по спасению Кайской рощи, остановке строительства не предпринял. За пять лет площадь земельного участка Кайской рощи уменьшилась в два раза и продолжает сокращаться».
Между тем депутатам и общественности, к счастью, удалось остановить застройку санитарной зоны Ершовского водозабора, где в 2008 году администрация Якубовского выделила участок в 30 га ЗАО «Иркутскстройреконструкция», которая, по имеющейся информации, аффилирована со строительной компанией «Востсибстрой». Теперь, когда по инициативе Сергея Ерощенко, недовольного земельной политикой городских властей, полномочия по распоряжению неразграниченными участками в Иркутске переданы на областной уровень, правительство, как надеется депутат Антон Романов, расторгнет договор с арендаторами земли в районе Ершовского водозабора, чтобы вовсе исключить юридическую возможность строительства на этой территории. Общественность, помнится, рьяно выступала против возведения здесь жилого комплекса, опасаясь, что стройка загадит источник водоснабжения Иркутска и Шелехова.
— Все это можно было решить значительно проще. Безо всяких судебных разбирательств мэр своим распоряжением мог расторгнуть договор аренды. Все основания у него для этого были, просто не было желания и политической воли. Решение могла принять и городская дума, но не приняла. Здесь работают не интересы избирателей, а деньги, которые приносит эта земля, — уверен депутат. — Вероятно, теперь при расторжении договора придется компенсировать затраты, которые понес арендатор. Цена вопроса — около 28 млн рублей.
По мнению парламентария, бесконтрольная торговля землей в личных интересах — одна из главных коррупционных составляющих городской власти — как предыдущей команды, так и нынешней. Депутат возлагает большие надежды на областных чиновников, которые частично забрали у города право регулировать земельный вопрос. Однако остановить войну за землеотвод в Иркутске, по его мнению, возможно только с помощью консолидации усилий всех слоев общества. «Нужна консолидированная позиция СМИ, депутатского корпуса, населения и правоохранительных органов. При их бездействии в Иркутске скоро будет негде повесить шляпу, вся территория будет захвачена и застроена», — уверен Антон Романов.
— Я надеюсь, что губернатор все-таки, в силу его возможностей, продолжит решение земельного вопроса в Иркутске, начатое им уверенно и с полной решимостью переломить ситуацию. При этом необходимо, чтобы губернатор в этой нелегкой борьбе получил поддержку федерального центра, — подчеркнул Леонид Ощерин.
материал: Илья НОВИКОВ.