— Причина самовольных уходов детей из лагеря в том, что это уже взрослые дети и они недовольны режимом, который существует в лагере. Нельзя сравнивать воспитанников центра с обычным летним лагерем, который посещают дети 7—15 лет, в центре есть ребята и 20-ти лет, — подчеркнул министр образования Иркутской области Виктор Басюк на заседании межведомственной комиссии, где присутствовал корреспондент «МК Байкал». — Это категория детей, которые имеют собственные деньги — они получают академическую и социальную стипендии. Им не хочется есть кашу, а хочется чипсы, потому что они так привыкли питаться. В начале месяца им переводят деньги за все лето — около сорока тысяч, и они имеют право их тратить.
Министр подчеркнул, что для удобства подростков в лагере организован специальный автобус, чтобы доставлять их до магазина.
Молодежный оздоровительный центр «Восток», по словам министра, начал принимать детей-сирот в летний период с 2010 года, поскольку летом в общежитиях образовательных учреждений традиционно проводится ремонт. Самовольные уходы воспитанников фиксировались с самого начала работы. При этом ежегодно их число снижается: так, в 2010 году было зафиксировано 29 уходов, в 2011 году — 22 ухода, в 2012 году — 16, в текущем году — семь. «Раньше занятость студентов училищ — детей, оставшихся без попечения родителей, вообще никак не обеспечивалась, — рассказал Виктор Басюк. — Туда едут те, у кого вообще нет родственников, к которым можно было бы уехать на время ремонта в общежитии».
В то же время прокуратура Усолья-Сибирского оперирует другими данными статистики. «В июле только за два дня по официальным сводкам было зафиксировано девять самовольных уходов, так что даже по этим данным их больше, — рассказала старший помощник прокурора Усолья-Сибирского Инга Евтухович, проводившая проверку. — Молодежный центр «Восток» вообще стоит у прокуратуры на особом контроле с 2010 года. За это время в адрес руководителя центра и министерства образования Приангарья неоднократно направлялись соответствующие письма и материалы».
По словам Инги Евтухович, главной причиной самовольных уходов сами воспитанники учреждения называют недостаточное питание.
— Когда мы подъезжали к центру, нам встретился несовершеннолетний подросток, который ушел из лагеря. Как он объяснил, там их плохо кормят, и он пошел в магазин, чтобы купить себе еды, — рассказала старший помощник прокурора. — Во время проверки также выяснилось, что 7 июля шесть девочек остались без ужина, потому что на них просто не хватило порций. Некоторые из них также вынуждены были идти в магазин за лапшой.
Впрочем, самовольные уходы подростков могут быть связаны и не с чувством голода, а, например, с желанием приобрести то, что не входит в меню оздоровительного учреждения. По мнению кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной педагогики и психологии Восточно-Сиибирской государственной академии образования Алексея Гордина, самовольные уходы вообще вряд ли связаны с недовольством питанием.
— Не исключено, что подросткам действительно хотелось купить что-то, что недоступно им в лагере: чипсы или пиво, например, — пояснил кандидат педагогических наук. — С другой стороны, я не склонен связывать причины побега с неудовлетворительным питанием, это может быть просто оправданием. В таком возрасте люди хотят новых впечатлений, хотят путешествовать. Кроме того, такая категория детей склонна к девиантному поведению, им просто не нравится жить по правилам. А в лагере существует определенный режим, и своим побегом они выражают неосознанный протест. Единственное, что может удержать их — это досуг, организованный в соответствии с их интересами в этом возрасте.
— Питание в лагере соответствует всем нормам — прием пищи пять раз в день, — подтвердил Виктор Басюк. — При минимальных затратах на питание одного воспитанника в размере 186 рублей в день в лагере средние затраты составляют 191 рубль.
Однако вполне вероятно, что реальные затраты на питание воспитанников центра все же могли оказаться ниже официальных. Так, сразу после проверки, 12 июля, полицейские задержали двух сотрудниц столовой молодежного центра, которые вывозили оттуда продукты питания. «Полицейским поступила оперативная информация о том, что две пассажирки автобуса вывозят похищенные в лагере продукты, — рассказал исполняющий обязанности начальника пресс-службы ГУ МВД по Иркутской области Дмитрий Лопатин. — При проверке у двух пассажирок в сумках действительно были обнаружены продукты. Женщины, оказавшиеся сотрудницами столовой, сразу во всем признались. В отношении обеих возбуждены уголовные дела. Сумма ущерба составила около трех тысяч рублей».
Подробная информация об объемах воровства продуктов в лагере не обнародовалась ранее, а потому вызвала множество кривотолков и домыслов. Местные СМИ не преминули сообщить, что сотрудники детского лагеря морят детей голодом, вывозя продукты автобусами.
— Я ни в коем случае не оправдываю этих сотрудников столовой, но мы же понимаем, что сумма ущерба, нанесенная ими, не может существенно сказаться на объеме питания воспитанников центра, в котором в настоящее время проживают 117 человек, — заявила заместитель председателя правительства Иркутской области по социальным вопросам Валентина Вобликова.
Проверка прокуратуры Усолья, кроме того, выявила, что в пищеблоке лагеря хранились продукты с истекшим сроком годности и некоторые без даты изготовления. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин, ведомство которого принимало участие в проверке, подтвердил, что были выявлены нарушения условий хранения хлеба, некачественно промытые столовые приборы, замороженное мясо хранилось при температуре -2 вместо положенных -18. Кроме того, была обнаружена просроченная на два часа сметана, голландский сыр, на котором не был указан срок изготовления.
— Такой набор нарушений можно найти в любом учреждении, — отметил Алексей Пережогин. — И это не значит, что система плохо работает — система отлажена. Просто существует человеческий фактор, и в итоге в 65% проверок мы выявляем нарушения, особенно в пищеблоках.
Для разбора ситуации при правительстве Иркутской области была создана межведомственная комиссия, которую возглавил первый заместитель председателя правительства Николай Слободчиков. Результаты проверки, которые станут известны в ближайшее время, будут озвучены публично. В ситуацию вмешался и Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который направил обращение губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко о том, чтобы было проведено тщательное и обстоятельное расследование по факту выявленных нарушений в молодежном оздоровительном центре «Восток» для детей-сирот в Усольском районе.
— В любом учреждении всегда можно найти какие-то нарушения, если целью является именно их поиск, а не устранение причин, — упрекнул прокуратуру Николай Слободчиков на заседании комиссии. — Надо было, в первую очередь, позвонить в министерство и сообщить о том, что в лагере творится, а не выставлять эту информацию на сайте прокуратуры. А то так это больше похоже на какие-то разборки. Однако во главе угла стоят дети, у которых нет мамы и папы. И я предлагаю всем надзорным и контрольным органам взаимодействовать системно, только тогда мы сможем оперативно реагировать на возникающие вопросы.