Танцевальная идеология Владимира Чернегова
Русская народная песня вошла в его жизнь и прочно поселилась в сердце в далеком детстве, когда вместе с бабушкой каждое утро он ехал в телеге по единственной деревенской улице сквозь туман и вокруг простиралась почти мистическая красота тункинских степей и саянских гор. Эти яркие впечатления навсегда останутся в сознании маленького Володи и станут его судьбой, которая подчинит его своей воле, настигнет через годы и сделает самоотверженным служителем народной хореографии и русской народной культуры. Родившийся в сельской семье, где отец и мать коренные жители села Еловка Тункинского района, Владимир Чернегов, создатель и директор Центра развития творчества детей и юношества «Узорочье», впитал в себя все самое лучшее от сельского быта и уклада. Сохранил и взлелеял это в своей душе и сегодня передает это нашим детям, чтобы не стали они иванами, не помнящими родства, и нащупали под ногами твердую почву, обрели уверенность в себе вместе с ощущением Родины. Владимир Чернегов убежден, что, обучая детей народному танцу и песне, он вселяет в их сердца любовь к родному краю, труду, воспитывает в них силу воли и духа, закаляет физически. Он уверен, что коллективное творчество такой силы воздействия, как народная хореография, способно даже самому потерянному и отчаявшемуся ребенку помочь стать личностью. И трудно даже сказать, что в этом случае помогает ребенку больше — первородная сила к народному или безусловная вера учителя в свое дело.
— Владимир Михайлович, в чем заключается воспитательная сила народного танца и вообще национальной культуры? Как можно сейчас ребенка этим увлечь и так поразить его воображение, чтобы подвигнуть к развитию? Короче, как Вы это делаете?
— Мне трудно это разложить по полочкам, объяснить невозможно. Я бы даже сказал, что это вообще необъяснимая вещь. Русская народная культура стала моей жизнью. Русский народный танец закалил мой характер, сделал мою волю несгибаемой. Овладение танцевальным мастерством обернулось для меня одержимой идеей. Двадцатилетним юношей в красивейшем Дворце культуры учащихся профтехобразования в Барнауле услышав народную музыку, я пошел как мышь на сыр, открыл дверь и замер. Там был целый мир, который преследовал меня с детства, когда я без учителей и нот пел и эта музыка жила во мне вместе с запахом тайги, журчанием Иркута и мычанием коров. Чтобы научиться танцевать, я оставался ночевать прямо во Дворце культуры, чтобы не тратить время на дорогу. Я плакал в подушку от отчаяния, что не могу, как другие, ведь танцевать я начал поздно. Это преодоление на меня самого оказало потрясающее воспитательное значение, и, может быть, этот опыт сегодня так трансформировался в педагогический талант. Я глубоко убежден, что в воспитании нужен не великий талант, а великий труд. Только трудом и личным примером можно воспитать человека. А национальное творчество в образной и эмоциональной форме отражает жизнь народа, его подвиги, свершения и гордость за достигнутые успехи. Народное творчество имеет глубинную коллективную природу, оно является подлинным антиподом индивидуалистской философии, которая приводит человека к потере фундаментальных основ в этом мире. Ведь недаром народная мудрость гласит, что мы сильны своими корнями. Сегодня мы слабы, потому что утратили эту связь, и наши дети от этого чувствуют себя неуверенно и беспомощно. У них почва под ногами уходит. Когда ребенок приходит ко мне, он неосознанно ищет помощи, и я должен ему помочь. Помочь нащупать этот фундамент под ногами и обрести с корнями связь. Только тогда у него появится шанс стать человеком. Это так вроде бы просто звучит: стать человеком, а на самом деле это очень трудно, а нынешним детям сложнее втройне.
— Почему нынешним детям это сложнее? В чем отличие предыдущих поколений от детей сегодняшних? Что изменилось, и насколько кардинально?
— Современный ребенок испытывает на себе очень сильное давление социума. В период нашего детства, скажем так, в советский период, не наблюдалось такого катастрофического социального расслоения, все были равны, и такого понятия, как бедность, не было. Статусы порождают отчужденность. Ребенок с низким статусом родителей чувствует свою ущербность, зачастую переходящую в агрессию и злость. А ребенок, который родился в статусной семье, растет амбивалентным иждивенцем. И по факту мы имеем в системе ценностей дисбаланс, который порождает противоречия. И вот эта разбалансировка бросает детей в крайности, потому что устойчивой может быть только система равновесная. А равновесие в жизненном устройстве может достигаться только дисциплиной, внутренней и внешней, которая такие понятия, как упорство и труд, в сознании людей укореняет как естественные и единственно правильные.
Дисциплинированному человеку легче жить и легче противостоять трудностям. А этому учат в коллективе, и раскрыться ребенок может, только когда рядом единомышленники и только в благоприятной среде. Современный мир не оставляет ребенку возможностей ее найти. Где и кто скажет ему, что он уникален, и поможет ему найти эту единственную для него правильную дорогу в жизни? И вот под этим тяжким прессом маленькому человеку нужно не сломаться и сохранить в себе все лучшее, что дала ему природа для жизни. Таким образом, мы теряем своих детей, потому что сначала потеряли связь со своей культурой, с многовековой мудростью, самонадеянно отвергли ее, вообразили себя сверхчеловеками. А рецепт ведь прост, человек выражается в труде.
— И все-таки в обыденном сознании танцы, пусть даже и народные, какое-то несерьезное занятие. Как какие-то там танцы могут воспитать личность, приучить к дисциплине и закалить волю? В это трудно поверить.
— Хорошо, попытаюсь объяснить. Ребята приходят с различным уровнем физического развития. Для начала это огромная физическая нагрузка. Ребенку приходится прилагать серьезные усилия, чтобы овладеть искусством танца, проходя этот процесс, он понимает, что путь к красоте и совершенству тернист и полон трудностей. В нашем Центре дети проходят такую физическую подготовку, которую невозможно получить даже занимаясь восточными практиками. У нас танцуют два мальчика-близнеца. Когда они пришли, то сразу как-то у них не получалось раскрыться, поэтому отец забрал их и сказал, что будут они лучше заниматься восточными единоборствами, потому как для мальчиков это более подходящее занятие. Однако вскоре они вернулись, потому что, как рассказал их отец , выяснилось, что подготовка, которую они получили здесь, по уровню в разы выше. Тренер, преподающий восточные единоборства, вынужден был это признать, так как он, исходя из физической подготовки близнецов, сделал вывод, что мальчики занимались не танцами, а спортивной гимнастикой. Но дело даже не в этом. Чтобы овладеть мастерством восточных единоборств, необходимо постигнуть эту философию. А ребенку, даже если ему рассказывать о Китае, в котором он никогда не был, очень трудно это сделать, потому как он ментально в другом ландшафте вырос. Был у меня мальчик, который на два года уходил в бокс, но все равно вернулся. Почему они возвращаются? Потому что помимо того, что здесь мы помогаем им овладеть своим телом, мы создаем условия для раскрепощения, и дети обретают уверенность в себе. Здесь никого не поучают, ни на кого не давят, сама обстановка способствует тому, чтобы освободить ребенка от зажимов и страхов. К нам приходят дети, которые музыку не слышат, плохо говорят, свое имя сказать не могут. К примеру, у нас был мальчишка со слуховым аппаратом из коррекционной школы. А потом как начал танцевать! Его мама, видя меня, плакала. И вот состоялся человек, работает мастером на авиационном заводе. В школе не смогли в полной мере раскрыть его потенциал. Почему так случилось? Дело в том, что мы не учили его говорить, мы учили его двигаться и слышать музыку. И вот так свободно, без напряжения он незаметно для всех и раскрылся. Как я понимаю, такое стало возможным, потому что у ребенка появилось важное занятие, которое он полюбил. А осознание своей значимости и нужности заставило преодолеть комплексы. Понимаете, я настолько люблю народное творчество, что способен передать эту любовь всем, кто готов ее воспринять. Дети в этом смысле самый благодатный материал, они открыты ко всему настоящему. Народное творчество позволяет привить ребенку подлинные, а не мнимые ценности, сформировать правильные, а не искаженные представления о морали. Вот народная песня, она о чем? Она всегда о труде и о любви, но любви какой? Чистой. В народной песне вы никогда не найдете и намека на пошлость. Отсюда ее высокая духовность.
— Да, с песней, как говорится, на труд и на подвиг. А почему у нас вдруг появилось такое отвращение к труду, работать ведь никто не хочет?
— А потому что не научили. К нам сейчас ходят дети тех родителей, которые формировались как личности в период, когда практически уже не было никаких производств и серьезной работы. Этим людям выпало начинать взрослую жизнь в период становления общества потребления, и многим из них неведомо, что главное счастье человека в созидательном труде, что только так происходит самовыражение. Любая профессия почетна, и труд — это героизм. Человек рожден для того, чтобы трудиться, и ничего не достается без усилий, так учит нас народная мудрость. Стремление многих родителей строить воспитание на жалости к ребенку и облегчать ему жизнь будет иметь для нас весьма серьезные последствия в будущем. Многие сегодня не понимают, что это мина замедленного действия и что современный инфантилизм ставит крест на нашем развитии. Стремление нянчиться, невзирая на возраст отпрыска, является одной из главных причин нравственной деградации, которую сегодня приходится наблюдать.
— С этим надо что-то делать, но что?
— Уникальных рецептов, к сожалению, не существует, спасет нас возвращение к корням. В сложившейся ситуации, как мне представляется, архиважными становятся две вещи. Первая — это особая роль учителя, или даже наставника. Мои родители были колхозниками, да, они всю жизнь трудились, но у них не хватало опыта и знаний, чтобы разглядеть во мне стремление к творчеству и помочь мне выйти на правильный для меня путь, через который я нашел себя и состоялся как профессионал и личность. Мне пришлось это делать самостоятельно, но на моем пути всегда были педагоги и наставники, которые помогали мне в этом нелегком деле. В профтехучилище, где я учился на электромонтера, мне встретился мастер, который отправил меня в Барнаул, потому что разглядел во мне тягу к знаниям. А уже в Барнауле произошла моя встреча с профессиональными педагогами по хореографии. Так вот, если этого человека и многих других, что учили меня танцу и всему остальному, на моем пути не было, то и всего того, о чем я вам тут рассказываю сейчас, не было бы тоже. Грамотный педагог — это гарантия стопроцентного успеха в жизни ребенка. Чем меньше сейчас у нас настоящих педагогов, тем меньше у наших детей возможности стать людьми. И это очень серьезная проблема. Кадровый голод в педагогике — это, по сути, отобранное у наших детей будущее. Вторая вещь — это формирование мировоззрения, потому что без него не рождается личность. Личность — это всегда характер, а чтобы он у ребенка сформировался, нужна сила духа и воли. Эта сила возникает из связи человека с этносом, то есть со всем тем коллективным бессознательным, что накапливалось веками, передавалось через поколения, живет в нас и определяет нашу принадлежность к нации и народу. Иными словами, лучшие качества человека воспитываются в нем через патриотизм.
материал: Светлана Батутене