Не мытьем, так катаньем
Ресурсоснабжающие организации ищут пути скрытого повышения тарифов, рост которых с 2014 года федеральные власти планируют ограничить. Руководство страны решило в следующем году сдерживать запросы естественных монополий, к которым относятся энергетические компании, на уровне 70% от уровня инфляции прошлого года. Несмотря на заявления президента РФ об ограничении роста тарифа, поставщикам ресурсов удалось пролоббировать вопрос об оплате с 1 января 2014 года банковской комиссии с каждого платежа гражданами, хотя до этого времени комиссия оплачивалась поставщиками ресурсов. Между тем ресурсники Иркутской области активизировали попытки добиться перехода на прямые расчеты с населением за тепло, воду и электроэнергию и хотят исключить из процесса сбора этих финансовых ресурсов управляющие компании. Однако, по мнению экспертов, для жителей это выльется в такие же дополнительные расходы, как и выплата банковской комиссии.
— С 1 января 2014 года на федеральном уровне изменится структура платежа. Теперь банковский процент не будет включен в состав платы за коммунальные услуги, поэтому услуги по переводу платежа через терминал или оператора банка собственнику помещения придется оплачивать отдельно. Ресурсоснабжающие организации эти 2% больше компенсировать не будут, — подчеркнул министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов.
Как пояснила начальник управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики Ирина Гладышева, таким образом, с 1 января 2014 года произойдет небольшой рост платы коммунальных платежей. «При этом из тарифа банковская комиссия исключена не будет, поскольку тарифное регулирование происходит не в начале года, а в середине. При установлении тарифа ресурсоснабжающим организациям с 1 июля 2014 года эту строчку уберут, и где-то там скрыто что-то снизится», — выразила надежду специалист. Иными словами, расходы на банковские комиссии до июля следующего года останутся в тарифе, это значит, что комиссию граждане заплатят дважды, теперь уже и энергетикам, и банку.
Иезуитская арифметика
В конце текущего года власти страны решили заморозить рост тарифов естественных монополий, о чем заявил президент РФ Владимир Путин. Однако позже от заморозки тарифов в сфере ЖКХ пришлось отказаться, как сообщается, в связи с необходимостью осуществления инвестиционной деятельности у энергетических компаний. В итоге тарифы для населения на 2014 год были ограничены понижающим коэффициентом — с индексацией на 70% от уровня инфляции предыдущего года, то есть 2013-го. В 2015—2016 годах повышение тарифов будет формироваться аналогичным образом.
Сразу после этого решения производители тепловой и электрической энергии начали искать пути сохранения прежнего уровня рентабельности и возобновили забытые на какое-то время разговоры о банковских комиссиях, которые раньше компенсировали за счет средств граждан, но не напрямую, а из тарифов, которые постоянно повышали. И поскольку возможность роста тарифов теперь ограничена, энергетики нашли лазейку. Такое решение, несомненно, спровоцирует волну негодования у населения, которое в большинстве своем о нем пока не осведомлено. Но пока оно вызвало вопросы даже у сотрудников банков. «С точки зрения здравого смысла очевидно, что, раз производители услуг заинтересованы в наличии посредников в приеме платежей, значит, именно они и должны оплачивать работу этих посредников, именно они должны платить комиссию. Перенос обязанности уплачивать комиссию на потребителя услуг, с нашей точки зрения, совершенно не логичен», — подчеркнули в пресс-службе Байкальского банка Сбербанка РФ.
Таким образом, если в настоящее время собственник платит за услугу по тарифу 100 рублей и отдает в банке ровно эту сумму, то поставщик ресурсов получает 98 рублей, а 2 рубля в качестве комиссии получает банк. Когда обязанность уплаты комиссии будет переложена на потребителя, в банке он будет платить за ту же услугу уже 102 рубля, при этом банк получит ту же самую комиссию, а ресурсоснабжающая организация — уже 100 рублей вместо 98.
Эксперты оценивают нововведение не иначе как скрытую форму повышения тарифов. «В этой новой схеме будет только один выигравший — поставщик ресурсов, при неизменном тарифе он получит на 2 рубля больше, — отметили в пресс-службе банка. — Доходы банка при этом не изменятся, а потребитель и вовсе вынужден будет платить больше. Так что если завтра в банке вам предложат сверх тарифа заплатить еще и комиссию, то вовсе не банк будет выгодоприобретателем от этой инициативы».
Это мой огород
Между тем, ресурсоснабжающие организации, которые могут с января получить дополнительную прибыль уже без повышения тарифа, активизировали деятельность по внедрению в коммунальную сферу, стремясь исключить при расчетах с жителями управляющие компании. На прошедшей неделе «Иркутэнергосбыт» выступил за прямые расчеты населения региона с поставщиками тепла, воды и электроэнергии, при которых денежные потоки в управляющие компании должны усохнуть до платы за содержание и ремонт жилья.
— Конечно, законом определено, что управляющая компания, получив плату граждан за разные виды ресурсов, на следующий день обязана перечислить их поставщикам. Но в реальности тот, кто получает деньги, ими и управляет, — подчеркнул заместитель директора по сбыту «Иркутскэнергосбыта» Юрий Тарапатин. — Это управление должно быть отдано ресурсоснабжающим организациям. Если я произвел электрическую и тепловую энергию, поставил ее человеку, то оплату за нее он должен отдать мне же, а не какому-то посреднику в лице управляющей компании или еще кого-то. Точно так же «Водоканал» должен собирать деньги за воду, а за содержание жилья — управляющие организации.
Переход на прямые платежи, по мнению энергетиков, оправдан задолженностью населения по тепловой и электрической энергии перед поставщиками ресурсов, которая продолжает расти из года в год. Так, на сегодняшний день долг 1 млн пользователей «Иркутскэнергосбыта» в Иркутской области за электрическую энергию составляет около 680 млн рублей. Задолженность за тепловую энергию за девять месяцев 2013 года составила порядка 1,8 млрд рублей.
Процесс перевода жителей на прямые расчеты фактически уже начался. Так, в Братске в этом году компания полностью перешла на прямые расчеты населения. По словам генерального директора братской управляющей компании ООО «Жилтрест» Альберта Борозны, местные коммунальщики посчитали прямые расчеты населения с ресурсниками экономически оправданными. «Около двух лет назад мы прикинули, что управляющая компания будет нести убытки, связанные с тем, что придется отдавать ресурсникам долги жителей, поскольку задолженность соседей переходит на весь дом и вычитается из средств на его ремонт и содержание, — пояснил глава «Жилтреста». — Мы решили, что можем прийти из-за этого к банкротству, у нас не оставалось другого выхода. Тогда мы провели большую информационную кампанию, предложили собственникам проголосовать за новую форму оплаты на собраниях. В итоге большинство жителей нас поддержало. Так, в Центральном округе Братска из 730 домов только пять остаются на старой схеме расчетов».
В других территориях области ресурсники действуют по агентской схеме, которая также максимально приближена к прямому расчету населения за ресурсы. По словам Юрия Тарапатина, за счет заключения агентских договоров с управляющими компаниями, по которым деньги за ресурсы поступают напрямую поставщикам, за два года снизился прирост задолженности среди населения в Усолье-Сибирском. По агентской схеме, которая максимально приближена к прямому расчету населения за ресурсы, энергетики сейчас решают проблемы неплательщиков в Железногорске-Илимском и Усть-Илимске. Кроме того, с некоторыми управляющими организациями «Иркутскэнергосбыт» договаривается о переуступке прав требований задолженности.
Один и во всеоружии
Однако глава некоммерческого партнерства управляющих многоквартирными домами Иркутской области СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек уверен, что в более благополучных территориях Иркутской области прямые платежи не будут настолько же эффективны, как в депрессивных районах. «Если ввести прямые платежи в Иркутске, где собираемость и так высокая, она не вырастет, а только упадет. Платежи должны собирать те, кто имеет прямой контакт с населением, — подчеркнул Михаил Дамешек. — В Ангарске тоже были прямые расчеты, четыре платежки жители получали. Но управляющие компании собирали за свои услуги 90%, а энергетики — 60%».
Как отметил глава СРО, повсеместное введение прямых расчетов населения с ресурсниками, кроме того, отразится еще и на тарифе для населения, поскольку энергетикам придется значительно расширять свой штат, и расходы на содержание новых кадров лягут на плечи жителей. «С каждым собственником необходимо заключать договор. Если даже с половиной из 600 тысяч жителей региона их подписывать, нужен большой штат людей, — отметил Михаил Дамешек. — При этом у управляющих компаний эти договоры уже заключены, этот процесс проводился в течение длительного времени».
Таким образом, может оказаться, что жители опосредованно, через тариф, будут оплачивать создание у ресурсоснабжающих организаций новой инфраструктуры, которая у управляющих компаний уже существует, только для того, чтобы поставщики ресурсов могли полностью контролировать финансовые потоки. «Реализацию этой идеи монополист преследует больше года, грядущее ограничение тарифа только подстегнуло их к активизации своей деятельности», — уверен председатель иркутского отделения общественной организации «Народный контроль» Евгений Еремеев.
По мнению эксперта в сфере тарифообразования, пожелавшего остаться неизвестным, раздувание штата может пригодиться ресурсоснабжающим компаниям в будущем как для экономического обоснования дальнейшего повышения тарифов, так и для «продавливания» своих интересов, на которые последнее время под давлением недовольной общественности покушается все больше людей. Таким образом, все эти действия являются игрой на упреждение. При этом рынок ресурсов не становится более прозрачным, схема формирования тарифов потребителю неизвестна, а ресурсоснабжающие организации, пользуясь своей монополией, уже вполне могут диктовать свои условия, как в случае с двойной комиссией, банкам и потребителям. И никакие ограничения их не остановят.
материал: Денис Ермолаев