Рекламное место 2

Событие дня

ВСЖД объявила о продаже билетов на новый «Дневной экспресс» следованием Иркутск-Улан-Удэ, первый рейс которого из Иркутска отправится 20 декабря и 21 декабря - из Улан-Удэ.
Братский лесохимик
Погода
г. Иркутск
Сб, утро
-7
-9
Сб, день
-3
-5
Сб, вечер
-9
-11
Вс, ночь
-13
-15

Опрос

Оправдал ли Левченко ваши ожидания на посту губернатора региона?


Со своим самоваром в страну степей

26.03.2014
Российский бизнес собрался в поход на монгольский рынок

Власти Монголии намерены с 22 июня этого года открыть свободную торговую зону «Алтанбулаг», созданную на границе с Россией вблизи Кяхты и в 650 километрах от Иркутска. В Селенгинском аймаке на 500 гектарах земли расположатся выставочные и торговые павильоны компаний со всего мира, складские помещения, офисы и небольшие производственные объекты. Резиденты зоны освобождаются от ряда налогов, пошлин и акцизов. Проще говоря, «Алтанбулаг» — это большой дьюти-фри под открытым небом. Российский бизнес, прежде всего малый и средний, проявляет интерес к данной идее, потому что это шанс найти для своей продукции место на монгольском рынке, который для него привлекателен, но труднодоступен, ведь там уже теснятся зарубежные конкуренты. Но в посольстве РФ в Монголии несколько скептически относятся к созданию свободной торговой зоны, подозревая, что она будет завалена китайской продукцией, а монголы этому только поспособствуют. У Монголии, впрочем, тоже есть повод критиковать нашу страну. Соседнее государство упрекает нас в высоких налогах, непреодолимом бюрократизме и беспредельной коррупции. Это главные причины отсутствия монгольской продукции в России.  

— При социализме у нас вообще не было экспорта в Китай, все шло в СССР, — говорит генеральный секретарь Национальной торгово-промышленной палаты Монголии господин Оюунтэгш в интервью, которое он дал «МК Байкал» в середине марта в Улан-Баторе в рамках международной выставки «Ворота в Азию». — Но в 1990-х годах у вас случилась перестройка, у нас были демократические преобразования, и мы друг от друга отделились. У России были свои проблемы, ей стало не до Монголии. И нашей слабостью воспользовались Китай и другие страны.

Потерянный союз

До 1990-х годов жизнь Монголии была тесно переплетена с Советским Союзом. В стране действовал социалистический уклад, ее руководство даже пыталось смоделировать советскую систему. Однако в годы перестройки связь двух государств прервалась, товарооборот между Монголией и СССР начал снижаться. Страна степей стала испытывать экономические трудности, и тогда финансовая помощь пришла из других, самых разных частей света.

— Китай, США, Австралия, Южная Корея много инвестировали в Монголию, — рассказывает господин Оюунтэгш. — Вы посмотрите: у нас сейчас кухня китайская, корейская, автомойки вьетнамские, химчистки южно-корейские.

Иностранные инвестиции вошли во все секторы монгольской экономики — от сырьевого до мелкой торговли и сферы услуг. В качестве свежего примера можно привести Турцию, которая собралась на свои средства строить гидроэлектростанцию в аймаке Баян-Улгий. Или Японию, выдавшую монголам кредит на 40 лет под 0,2% годовых на возведение аэропорта на 3 млн пассажиров в год. Еще одна японская компания намерена проложить метро в Улан-Баторе, а Китай и американцы на миллиарды долларов на льготных условиях кредитуют монгольских аграриев. Но успешнее всех на территории Монголии освоились бойкие китайцы. Монголы даже проводят так называемую политику безопасности, чтобы контролировать влияние КНР.

Болезненное недоверие

Россия же опомнилась в начале 2000-ых и взялась за восстановление мостов с Монголией. Сейчас центральноазиатское государство вновь называет нашу страну своим стратегическим партнером. Российские корпорации, в первую очередь государственные, как «Росатом» или «РЖД», установили контакты с Монголией, но, естественно, не без участия властей на самом высоком уровне. Что касается малого и среднего бизнеса, то ему протекции никто не составит. Представители большинства российских предприятий, ставших в этом году участниками выставки «Ворота в Азию», в беседе с корреспондентом «МК Байкал» выражали убежденность в том, что соревноваться за монгольский рынок бессмысленно — без принятия мер на правительственном уровне им туда не пробиться. Во-первых, слишком высока конкуренция, во-вторых, они не имеет возможности кредитовать монголов, а те по-другому работать не хотят. Даже заместитель министра промышленности и сельского хозяйства Монголии господин Цогтбаатар на встрече с делегацией представителей российских предприятия предложил Иркутской продовольственной корпорации бесплатно поставлять монгольским аграриям удобрения, а в качестве оплаты забирать у них готовую продукцию и самой ее реализовывать. Российских предпринимателей такой формат сотрудничества не устраивает, они говорят, что работать с монгольскими бизнесменами без стопроцентной предоплаты очень рискованно.

— Уже столько раз вводили друг друга в заблуждение и не выполняли обязательства, что одним из болезненных вопросов в сотрудничестве двух стран стал вопрос взаиморасчетов, — говорит генеральный директор компании «Бизнес-контакт» Александр Сидоров, который вместе с Национальной торгово-промышленной палатой Монголии организует в Улан-Баторе выставку «Ворота в Азию». — Российские производители сегодня опасаются отправлять товар вперед и требуют предоплаты, а монголы не осмеливаются вносить предоплату.

Таким образом, сейчас в товарообороте Монголии с двумя соседними странами — Россией и Китаем — 80% приходится на КНР. Китай закупает в Монголии продукцию сельского хозяйства и активно развивающейся горнорудной промышленности. Монголы охотно везут ее именно в Китай, потому что там она не облагается таможенными пошлинами и акцизами. Кроме того, там не требуют сертификатов о происхождении продукции. Из Китая в Монголию в больших объемах поставляются стройматериалы, а в стране сейчас как раз бурный рост в строительной отрасли.

— Китайцы нам предлагают продукцию под реализацию — мы берем товар и оплачиваем его через месяц-два. Российские же компании требуют стопроцентную предоплату. А у нашего бизнеса нет возможности расплачиваться сразу, — говорит господин Оюунтэгш.

Палки в колеса

Костяк товарооборота с Россией составляет ввоз в Монголию нефтепродуктов, в частности, из Ангарска. Но и в этом сегменте торговли объемы идут на спад, поскольку из-за нестабильных цен «Роснефти» и растущих тарифов на железнодорожные перевозки монголы стараются замещать ГСМ российского производства нефтепродуктами из Китая и Кореи. Поставками леса и пиломатериалов из России монголы также не особо довольны опять же из-за высоких железнодорожных тарифов. Кроме того, как отмечает генеральный секретарь торгово-промышленной палаты Монголии, российскую древесину в колоссальных объемах расхватывает Китай, поэтому качественного сырья не хватает.

В Россию из Монголии в свою очередь поставляются изделия из кожи, шерсти, мясо. Но в минимальном количестве.

— Это связано с тем, что в России высокие таможенные пошлины и акцизные сборы, — констатирует господин Оюунтэгш. — Кроме того, на каждую номенклатуру продукции нужно получить сертификат соответствия, а выдают их через Москву. Процесс тормозит бюрократия, а бюрократам надо заплатить, чтобы дело пошло быстрее. Мы не хотим, как Китай, завалить всю Россию своей продукцией, нам достаточно Иркутской области и Бурятии, но чтобы наши товары уходили по льготной системе. Пошлины мы заплатим, но зачем ехать в Москву за сертификатами?

Из-за высоких налогов и бюрократии в России не могут закрепиться предприятия с монгольским капиталом. Некоторое время назад в Бурятии пытались создать совместное предприятие по пошиву кожаных изделий, но ему не выдали разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Компания уже была зарегистрирована, закупила 26 швейных машин, на которых должны были работать монгольские и российские специалисты, договорилась о поставках сырья из Монголии, но, два года прождав и не дождавшись разрешения на использование иностранного труда, перебазировалась в китайский город Тяньжинь. Сейчас продукция этого предприятия экспортируется в Россию.

— Я считаю, что это неправильно, когда граничащие страны не присутствуют на рынках друг друга, — говорит Александр Сидоров. — В Монголии обосновались китайцы, американцы, а где мы? За десять лет проведения выставок я привез сюда более 500 компаний, а закрепилось только 2%. Но даже этой паре процентов мы рады, потому что если совсем ничего не делать и никак себя не продвигать, о нас бы вообще никто не знал. 

Экономический оазис

И российские бизнесмены, и монгольские рассчитывают на то, что импульсом к развитию экономических отношений двух стран станет открытие свободной торговой зоны «Алтанбулаг» на границе с Россией. Выделенные на севере Монголии под организацию площадки международного экономического сотрудничества 500 гектаров земли поделены между 87 арендаторами. Среди них две российские компании, по одной из Китая и Южной Кореи, остальные — монгольские, в том числе с иностранным капиталом.

Под понятием «свободная зона» понимается территория, где не будет действовать таможенный контроль. Вместо него — специальный режим инвестирования и хозяйственной деятельности.

— «Алтанбулаг» — это коридор для выхода российского бизнеса на монгольский рынок, — говорит Александр Сидоров, компания которого стала первым российским предприятием, зарегистрировавшимся в свободной торговой зоне в Монголии. — Сегодня пошлины на вывоз товаров из России, кроме акцизных, невелики, а при ввозе продукции в свободную торговую зону не надо платить монгольские пошлины и НДС. Я думаю, для нашего бизнеса это большая перспектива.

«Алтанбулаг» — это возможность установить контакты и с другими азиатскими странами через посредничество свободной торговой зоны. У российских предпринимателей сегодня нет оперативной информации о событиях на зарубежных рынках, а благодаря присутствию в «Алтанбулаге» ее можно получать непосредственно от бизнес-сообщества, которое там соберется.

Компанию Александру Сидорову решила составить Иркутская продовольственная корпорация. Вместе они собираются на арендованных в свободной торговой зоне трех гектарах земли для начала организовать выставку-продажу сельскохозяйственной техники, запчастей, семян и удобрений. В перспективе этот тандем хочет организовать на территории «Алтанбулага» целый бизнес-центр из российских предприятий, готовых выйти на рынок Азии. Сейчас резиденты свободной торговой зоны находятся в поиске компаньонов.

Официальное открытие торговли в свободной зоне намечено на 22 июня, но сейчас там уже работает монгольская компания, которая производит железобетонные конструкции. Еще 13 предприятий намерены в ближайшее время приступить к работе.

Бизнес надеется на лучшее

Однако советник российского посла в Монголии Балта Дагбаин критически смотрит на стремление соседей к либерализации экономики. Он не отрицает, что идея создания свободной торговой зоны может иметь успех, но опасается превращения «Алтанбулага» в китайский рынок. Беспокойство может усиливать тот факт, что в ноябре прошлого года в Монголии была сдана в эксплуатацию широкополосная скоростная автодорога в направлении Чойр — Сайншанд — Замын-Ууд, которая стала самым коротким путем из Пекина в Иркутск, ведь дорога из Китая в Россию через Монголию на 1 тыс. 100 км короче, чем ехать через Маньчжурию. Новая трасса — это фактически новый коридор из Китая в Россию, по которому устремятся торговцы и на границе с Россией окажутся в «Алтанбулаге».

Но российские предприниматели не разделяют мнения советника российского посла. То, что Китай в свободной торговой зоне будет доминировать, это, конечно, очевидно, но, как говорит Александр Сидоров, это не значит, что КНР оккупирует «Алтанбулаг» и поставит крест на здоровой конкуренции. Тем более, что свободная торговая зона только начинает работать и делать какие-либо выводе о ее судьбе рано.

Российские участники выставки в Улан-Баторе отмечали, что свободная торговая зона может предоставить им реальную возможность для установления контакта и доверительных отношений с монгольскими компаниями. По крайней мере, на выставке, которая также преследует цель развития взаимовыгодного сотрудничества России со странами Азии, нашлись желающие присоединиться к российским компаниям-энтузиастам, ставшим резидентами «Алтанбулага». Ведь попытка — не пытка, а если сидеть, сложа руки, то ничего не изменится.

В дни проведения выставки «Ворота в Азию», в которой приняли участие компании из 15 российских городов, посольство России в Монголии приняло делегацию из Приангарья и выразило готовность содействовать нашим предпринимателям и учебным заведениям в решении проблем, возникающих на пути построения партнерских отношений с соседним государством. И, несмотря на то, что посол России в Монголии Искандер Азизов не смог посетить мероприятия выставки, участники российской делегации отмечают, что внимание посольства все равно придало новый импульс процессу поиска идей по экономическому сближению двух стран. 

материал: Светлана Латынина 

Оставь свой комментарий

  
 
 
 
 
 
Защитный код
сгенерировать другой код
  
 

Актуально

Банк ВТБ готовит для иркутян новые корпоративные образовательные проекты и социальные акции
В 2017 году ВТБ продолжил серию социальных и образовательных мероприятий в Иркутской области. Одно из важных направлений – повышение финансовой грамотности.
Парламентский вестник
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив
МК Байкал

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог сайтов Братска cat.zie.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU