Платформа в будущее
Иркутск в плане комфортности проживания — достойный конкурент крупным сибирским городам, убежден мэр областного центра Виктор Кондрашов. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и общество выдвигает новые требования к качеству среды обитания. О том, как Иркутск выполняет запросы граждан, мэр города рассказал в интервью «МК Байкал».
— Виктор Иванович, в этом году перед регионами и муниципалитетами особенно остро встал вопрос наполняемости бюджетов. Что делают власти Иркутска для повышения доходной части городской казны?
— На бюджет есть две точки зрения. Одни говорят, что надо меньше тратить, другие утверждают, что нужно больше зарабатывать. Мы идем по пути и того, и другого. Во-первых, мы стараемся оптимизировать затраты. Постепенно сокращаем, так сказать, непрофильные расходы и максимум усилий направляем на то, чтобы у нас была возможность в полном объеме выполнить социальные обязательства. Во-вторых, стараемся применять все возможные инструменты для повышения доходной части: совместно с налоговой службой ведем борьбу с «серыми» зарплатными схемами, оказываем поддержку малому бизнесу, например, в виде предоставления субсидий. Ведь если бизнес развивается, доходная часть бюджета повышается. Основной налоговый доход бюджета — это НДФЛ. Поэтому, чем выше зарплата в городе, тем больше поступает налога.
Кроме того, еще в 2012 году мы поставили задачу провести ревизию профильных, непрофильных активов, составили большой список имущества на продажу, от реализации которого получим доходы. В этом году у нас было запланировано большое количество земельных участков к реализации, но в связи с передачей полномочий по их распоряжению на областной уровень продажей будет заниматься региональное министерство имущественных отношений.
Достаточно много муниципального имущества находится в аренде. Причем мы насчитали немало объектов, которые арендаторы получили в свое время за мизерные суммы. Например, очень низкая стоимость была определена на аренду площадей под торговыми рядами на Урицкого. И весь этот год у нас велся перерасчет арендной платы на основании рыночной стоимости.
Я поручил специалистам определить объекты, которые выгоднее продать, чем сдавать в аренду. Все, что имеет окупаемость более семи лет, муниципалитету не интересно. От продажи такого имущества мы получим гораздо более быстрый эффект в виде средств на развитие социальной сферы, потому что жить нужно сейчас, садики нужно строить сейчас.
— В этом году Заксобрание региона приняло ряд законов, затрагивающих интересы города. Это не только передача на областной уровень полномочий по распоряжению земельными участками в Иркутске. Область забрала себе право контролировать оборот алкогольной продукции в городе, а городу отдала полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных. Коснулись изменения и межбюджетных трансфертов. Как все это отразилось на экономике Иркутска?
— В принципе пока еще не сказалось. Все изменения произойдут с начала нового года. Если говорить о передаче полномочий по контролю за оборотом алкоголя, то город получал от лицензирования более 20 млн рублей в год. Теперь мы эту сумму недополучим. Но мы относимся к этому спокойно, желают попробовать — пусть пробуют. Будет лучше — слава богу.
По отлову животных нам, наоборот, область передает полномочия. На их выполнение регион выделяет муниципалитетам средства. Для Иркутска это порядка 10 млн рублей. Однако, мы понимаем, что для качественного проведения работы нужно выделить дополнительные средства из городского бюджета. И мы это сделаем, ведь по-другому нельзя. В противном случае мы не обезопасим наших жителей, от которых постоянно поступают звонки с жалобами по поводу бродячих собак. Могу констатировать, что мы сбили волну, которая у нас была в свое время, когда подрядчики не выполняли работу добросовестно. Ситуация была запущена, бродячие собаки бродили по городу стаями. Мы долго с этим боролись, подключали разные силы, и, в конце концов, эту волну сбили.
— На одном из заседаний областного правительства руководитель службы архитектуры заявила о том, что в Иркутске медленно идет процесс утверждения правил землепользования и застройки? Вы согласны с этим заявлением?
— Если бы кто-то попробовал сделать быстрее, я бы ему поаплодировал. На самом деле у нас остаются непринятыми лишь 20% документов. И все это касается утверждения исторических границ города, чего требует федеральное законодательство. Все упирается в то, что в нем не прописана процедура утверждения. То есть закон принят, а регламент не разработан. Иркутск будет в стране первым городом, который утвердит границы исторического поселения, и, видимо, на основе нашего опыта это будут делать другие города. На декабрьской думе будут утверждены оставшиеся 20% документов. Не было бы этого закона, мы бы давно все сделали.
— Что даст утверждение исторических границ?
— Будет четко обозначено описание объектов, которые в них войдут: какой может быть этажность зданий, фасады и даже вывески. То есть в исторических границах будут действовать жесточайшие правила по благоустройству и так далее. У нас туда войдут улицы Карла Маркса, Грязнова, Урицкого, то есть центральная часть однозначно будет в исторических границах. И невозможно будет там никаким образом что-то надстраивать, расширять.
Кстати, проблемный китайский рынок, известный как «Шанхайка», — это как раз и есть исторический центр. Как только утвердим границы, увидите, что там будет!
— Раз уж вспомнили о «Шанхайке», то актуальна ли еще тема строительства автопарковок на ее месте? И в целом по городу где-то стоит ждать их появления в ближайшее время?
— Убедить собственников земли, на которой стоит китайский рынок, в том, чтобы они сделали парковки вместо торговых павильонов, довольно сложно. Они выкупили имущество, используют его по своему усмотрению. Но при этом нам, например, удалось договориться с торговым центром «Карамель» о строительстве парковки на 1 тыс. 200 мест на улице Горной. И уже проведена работа по изменению проекта планировки района.
Просматриваем другие площадки по центру. Расчистить участки под парковки довольно сложно. В центре все застроено. Можно сделать только перехватывающие парковки, для этого места есть. Я дал поручение рассмотреть возможность строительства подземной парковки на сквере Кирова. Нужно изыскивать все возможности, потому что заставить частного инвестора построить парковку на свои деньги довольно сложно.
В районе «Шахайки» мы перестали выставлять земли на продажу. Участки, которые еще находятся в муниципальной собственности, в ней и останутся. Нам их нужно их объединить, разменяться с владельцами частных участков, скомплектовать площадку, пригодную для сквера, парковки. Это один из этапов сложнейшей работы.
— Как развиваются застроенные территории? Где уже идет строительство нового жилья взамен ветхого?
— Первым в реализацию ушел проект Ассоциации застройщиков города Иркутска. Это строительство жилого квартала на Депутатской-Зверева. Несколько блок-секций там уже построили, расселили примерно 17 домов. Следом стартовали еще два проекта — строительство нового жилья на Якоби, Мухина, Захарова, Бородина. Там работают две другие компании. Один проект осуществляется в Ново-Ленино. Таким образом, четыре точки у нас уже есть.
Люди, конечно, не всегда бывают довольны, в основном те, кто съезжает первым, чтобы дать застройщику возможность приступить к строительству. Жители домов, которые будут сносить в последнюю очередь, переедут в новые блок-секции, возведенные рядом. А вот людей из помещений, которые будут сноситься первыми, приходится расселять по всему городу. Компании, выигравшие конкурс на развитие застроенных территорий, сначала, конечно же, стараются предложить переселенцам жилье в отдаленных районах. Люди не соглашаются, и они, безусловно, имеют право отстаивать свои интересы, застройщик должен с ними договориться. Процесс поиска компромисса неизбежен.
— Город решил выкупать здание ночного клуба «Панорама». Какие планы на него существуют?
— Мы до конца года должны приобрести три объекта недвижимости. Это стадион «Локомотив» в Ново-Ленино, здание ночного клуба «Панорама» и здание кинотеатра «Марат». В «Панораме» мы откроем Дворец культуры. За два-три года мы помещение переделаем. Частично то, что там есть, и сейчас пригодно для работы. В первую очередь для нас важен актовый зал, чтобы там занимались творческие коллективы. Туда переедет порядка 30 коллективов и шахматный клуб с Маяковского.
В этом году сэкономленные деньги направим не на ликвидацию дефицита бюджета, а на выполнение указов президента, касающихся развития дошкольного и дополнительного образования. Поэтому также принято решение выкупить кинотеатр «Марат», в котором разместится школа искусств. Мы посчитали, что выкупить и реконструировать готовые здания будет в 1,5-2 раза дешевле, чем строить новые. Всего на выкуп трех объектов уйдет порядка 350 млн.
— О строительстве новых детских садиков, о том, как идет процесс ликвидации очереди, говорится буквально ежедневно. Если кратко, то чего удалось добиться в этом году?
— Коротко в динамике это выглядит так: если в 2012 году у нас дополнительно в детские сады пошло примерно 3,6 тыс. детей, то в 2013 — 6,8 тыс. Вот показатель. Итога за два года более 10 тыс. детей плюсом пошло в садики. У нас на целую страницу список адресов, по которым мы будем строить садики. Наверное, свыше 20 строек будет в ближайшие два года. Однозначно у нас ликвидируется очередь от трех до семи лет, частично затрагивается очередь до трех лет. В 2014 году у нас примерно 900 млн уходит на строительство детских садов, и примерно 225 млн область нам софинансирует. И потребность еще порядка 2 млрд, чтобы полностью программу выполнить.
— Как, на Ваш взгляд, выглядит Иркутск на фоне других российских городов в плане комфортности проживания?
— По отношению к соседям мы выглядим, безусловно, достойно. Например, у нас самый низкий уровень безработицы по Сибири. Самый высокий уровень средней заработной платы по большим и средним предприятиям. В прошлом году мы показали достойный результат по темпам ввода жилья — 8 кв. м на одного жителя. Поэтому соревнуемся в первую очередь с Новосибирском, Красноярском, Барнаулом, Томском.
Сравнивать Иркутском с западом нашей страны, наверное, будет не совсем корректно, ведь там все-таки совершенно другая концентрация финансов, другие условия. В Сочи, например, бизнесу, мягко говоря, настойчиво предлагают заходить, а в Иркутск инвесторов приходится самим усиленно завлекать. Сейчас, к примеру, у нас есть концепция создания технопарка, который будет в районе Вересовки. Он должен привлечь инвесторов. Там две площадки. Технопарк — это возможность выделить земельные участки, подвести коммуникации и привлечь инвесторов под какое-то направление. Мы выбрали строительство. Это будет производство стройматериалов.
— Какое событие, произошедшее в этом году, Вы бы назвали главным?
— Я бы назвал несколько событий — те, которые находятся на поверхности, то есть были видны жителям, и те, которые произошли, но населению не были заметны, однако не менее важны.
Сначала о том, что могли наблюдать жители. Я бы назвал проведение Эстафеты Олимпийского огня. Это государственная задача по большому счету. Кто бы как не относился, кто-то критикует, кто-то восторжен, это все равно мобилизует на общую идею — идею единства страны, занятия спортом.
Что же касается второго, то, на мой взгляд, важным событием будет утверждением в Минэнерго страны схемы теплоснабжения Иркутска. Скоро мы ее привезем из Москвы. И тогда сразу же закроем злободневный вопрос с микрорайоном Зеленым, будет выровнен тариф. Имея схему теплоснабжения, мы можем работать по инвестпрограммам. Например, есть инвестпрограмма по строительству теплотрассы на улице Баррикад. Весь район получит возможность развиваться.
В этой же схеме мы прописан вариант использования газа. Если мы говорим о жилом фонде, то может появиться возможность делать локальные котельные, либо сделать четыре крупные котельные на город. Безусловно, все будет зависеть от стоимости газа, но в схеме такой вариант предусмотрен. Имея такую схему развития, можно идти по любому пути. Появился газ, труба подошла — мы работаем с ним, не появился — работаем по другому варианту.
И, безусловно, значимым событием будет утверждение градостроительных документов. Вкупе это все составляет платформу для развития города. Нам останется доработать только транспортную схему.
материал: Светлана Латынина.