Туз в рукаве
Депутаты скандальной думы Ангарского района обвинили вице-спикера Светлану Кажаеву, исполняющую также обязанности мэра, в намерении под новый год выписать себе из муниципального бюджета премию в размере 1,3 млн рублей. Утверждать соответствующие изменения в бюджет народные избранники отказались, а также спровоцировали волну народного возмущения, распространив в массы информацию об алчности вице-спикера. Кажаева в ответ потребовала опровержения, но ее объяснения еще больше разозлили депутатов, потому что, как оказалось, 1,3 млн рублей она уже почти полностью получила в течение года, и эту сумму осталось просто узаконить, прописав ее в бюджете. Основанием для получения этих денег, по словам Кажаевой, стало то, что после отставки Владимира Жукова, до осени 2012 года возглавлявшего думу и район, на нее были возложены обязанности мэра. В связи с уходом Жукова на другую работу между ними было заключено соответствующее соглашение. Однако никто из депутатов этого документа не видел. Тем не менее, по мнению экспертов, это не делает соглашение, а значит, и произведенные выплаты незаконными.
— При изучении проекта решения по изменениям в бюджет выяснилось, что на оплату труда председателя думы, исполняющей полномочия мэра АМО Светланы Кажаевой предлагается дополнительно направить более 1,3 млн рублей до конца 2013 года, — рассказал «МК Байкал» депутат думы Ангарского района Александр Городской. — Внятного объяснения, на основании чего предлагается внести такие изменения в бюджет, ни от Светланы Кажаевой, ни от работников администрации мы тогда на думе не услышали.
В связи с этим проект был решительно отвергнут большинством депутатов, но история получила продолжение. После заседания думы депутаты начали распространять, в том числе через СМИ, информацию о том, как Светлана Кажаева собиралась повысить себе зарплату, на что вице-спикер через некоторое время отреагировала письмом с требованием все опровергнуть. При этом Кажаева уехала в отпуск, связаться с ней для получения разъяснений «МК Байкал» не удалось. Впрочем, вскоре ситуацию прояснила пресс-служба администрации Ангарского района, опубликовав на сайте муниципального образования заявление исполняющей полномочия мэра.
Оказалось, что сумма в 1,3 млн уже почти полностью выплачена ей в качестве ежемесячных надбавок к зарплате за совмещение. Как следует из обращения вице-спикера, после избрания главой Ангарска бывший мэр района Владимир Жуков, покидая пост и передавая полномочия Кажаевой, заключил с ней дополнительное соглашение.
— В соответствии с требованием Трудового кодекса РФ за совмещение должна осуществляться доплата, — подчеркнула заместитель председателя думы. — Хотя я не мэр, а только исполняющая обязанности, но на мне лежит ответственность в полном объеме за работу мэра плюс объем работы зампредседателя думы. Объем работы и ответственность, без преувеличения, огромные. Мой рабочий день продолжается минимум до девяти часов вечера. Нормативы формирования расходов на оплату труда мэров Иркутской области определяет региональное министерство экономического развития и промышленности. Этот показатель зависит от численности населения муниципального образования. Мне приходится тащить две работы. Я вынуждена это делать. Изменить ситуацию могут только депутаты, выбрав мэра. Но мэр до сих пор не избран.
Между тем депутаты даже не догадывались, что вместе с новыми полномочиями заместитель председателя думы получила и новые преференции. Никто из действующих парламентариев не смог вспомнить, чтобы дополнительное соглашение выносилось на обсуждение, а вот один из бывших депутатов неожиданно заявил, что он все-таки в курсе ситуации.
— Еще давно, когда соглашение было принято, о нем говорили на бюджетной комиссии думы, — рассказал бывший депутат АМО, недавно избранный в Законодательное Собрание Иркутской области, Олег Тюменев. — А те, кто говорит, что этого не было, либо просто не придали тогда этому значения и забыли, либо играют на публику.
Тем не менее два действующих члена бюджетной комиссии райдумы Александр Городской и Дмитрий Надымов в голос заявляют, что узнали о существовании соглашения только на заседании местного парламента в ноябре.
— Да мы бы никогда о нем и не узнали, если бы не зацепились за эти цифры! – возмутился Дмитрий Надымов. — А теперь выясняется, что все это время Кажаева получала какие-то надбавки! А за что надбавки? В Уставе района прописано, что в отсутствие мэра его обязанности исполняет заместитель председателя думы. То есть это прямые обязанности Кажаевой, почему вдруг должны быть какие-то надбавки?
Его коллега Городской в вопросе финансового обеспечения исполняющей обязанности мэра оказался не столь категоричен. «Я не исключаю, что за новые обязанности должны быть дополнительные выплаты, — согласился он. — Но кто установил их размер и какие именно новые функции возложили на заместителя председателя думы?»
Как сообщили «МК Байкал» в прокуратуре Ангарска, там с этим документом также не знакомы. «Если вносятся изменения в бюджет, то в качестве обоснования это соглашение должны были приложить, но его в пакете документов не было, — отметила старший помощник прокурора Ангарска Наталья Ледерман. — А не ознакомившись с ним, нельзя утверждать, насколько он законен».
— Я видел это соглашение своими глазами, — настаивает Олег Тюменев. — Между прочим, согласовывать такие соглашения с думой администрация не обязана. Просто в думе АМО изначально была договоренность работать максимально открыто. Это некий джентльменский договор. А то, что этот документ не был приложен к изменениям в бюджет, так это просто недоработки аппарата думы или администрации, то есть тех, кто документы готовил.
К сожалению, получить копию злополучного документа и убедиться в его существовании «МК Байкал» так и не удалось. В аппарате думы сослались на то, что соглашение содержит персональные данные и предоставить его они вправе только с личного разрешения исполняющей полномочия мэра.
Между тем вернуться к рассмотрению изменений в бюджет думе все же придется, ведь деньги Кажаевой уже выплачены. Если соглашение будет представлено, то депутатам ничего не останется, как утвердить изменения.
— Естественно, что размер заработной платы связан с объемом выполняемой работы, поэтому установление дополнительных выплат при совмещении вполне логично, — пояснил заведующий кафедрой конституционного права Юридического института Иркутского государственного университета Сергей Шишкин. — Вопрос целесообразности этих выплат, конечно, можно поднимать, но право на заключение такого договора с Кажаевой Жуков имел. В свою очередь, депутаты имели право запрашивать информацию о наличии каких-то дополнительных соглашений, но они им не воспользовались.