— Валовой региональный продукт — это базовый показатель, в зависимости от которого и рассчитывают бюджет, — пояснил первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков. — Средний рост ВВП в России в этом году прогнозируется на уровне 4%, а рост валового регионального продукта в Иркутской области — 7%. При этом в 2014 и 2015 году ВРП вырастет на 8,6 и 8,7% соответственно. Это ответственная цифра, и мы ее декламируем, несмотря на все сложности, которые сейчас наблюдаются в мировой и российской экономике. Мы видим, что цены на сырье, добываемое в регионе, падают, объемы его экспорта сокращаются, а наша экономика растет, развивается. Это и есть бюджет развития.
Другим показателем, подтверждающим позитивный тренд развития региональной экономики, можно считать изменение реального уровня доходов населения, который рассчитывается с учетом инфляции и роста потребительских цен. По данным правительства, реальные доходы населения Иркутской области в прошлом году выросли на 3,9%, по итогам текущего года рост должен составить 2%, в 2014 году — 4,3%, в 2015 — 3,8%, в 2016 — 3,6%.
По словам министра экономического развития Иркутской области Руслана Кима, добиваться роста валового регионального продукта на фоне рецессии в мировой экономике позволяют комплексные меры, принимаемые правительством в кооперации с различными уровнями власти. Так, в сентябре этого года Государственная Дума РФ приняла в окончательном чтении законопроект, устанавливающий льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), географический коэффициент для Иркутской области устанавливается в размере 0,1. Фактически это означает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и природного горючего газа для региона уменьшится на 90% с 1 января следующего года.
— Мы часто сталкиваемся с непониманием людей, которые возмущаются, что нефтяникам предоставляют налоговые льготы, мол, они что, самые нищие? Но нам необходима база для развития обрабатывающей промышленности, а ее невозможно создать без сырья, — подчеркнул министр. — Если бы мы не поддержали региональные и федеральные компании в части организации добычи ресурсов и строительства инфраструктуры, мы бы сейчас не говорили о перспективах развития газо- и нефтехимии. А «Транснефть», ВЧНГ и Иркутская нефтяная компания не стали бы реализовывать свои проекты в такие сжатые сроки, а растянули бы их до 2017 года. Льготы для добывающих компаний — это, во-первых, возможность получения бюджетом единовременно крупных средств, а во-вторых, создание необходимых условий для увеличения объемов добываемого сырья.
Кроме того, региональное правительство считает необходимым кардинально изменить подходы к развитию перерабатывающей промышленности и вовлечь в этот процесс малый и средний бизнес. «Стройки-гиганты, как в советский период, в современных реалиях уже не актуальны, — пояснил министр. — К развитию перерабатывающей промышленности надо подключать малый и средний бизнес, стремясь к созданию кластеров. Если просто построить завод в чистом поле — он будет слишком зависеть от конъюнктуры. А вот если создать вокруг завода индустриальный парк из разных небольших предприятий, то это уже правильный подход. Именно такая модель и есть цель новой индустриализации. Но мы понимаем, что малый и средний бизнес сегодня не может брать на себя затраты по созданию инфраструктуры, это должно делать государство, за бюджетные деньги, в том числе федеральные. Поэтому мы активно работаем над включением Иркутской области в различные федеральные программы».
Однако, по словам Руслана Кима, не стоит обольщаться и ожидать мгновенного эффекта от тех действий, которые реализует правительство для развития региональной экономики в последние два года. Предпринятые меры могут только способствовать дальнейшему росту, а полноценный результат можно получить в 2025–2030 году. Но это не означает, что все это долгое время ситуация не будет улучшаться, позитивные сдвиги начнут проявляться постепенно при условии желания и целенаправленных действий всех заинтересованных сторон.
Увеличение доходной части бюджета, пожалуй, успокоило бы многих, у кого проект главного финансового документа области вызвал панику из-за снижения поступлений от налога на прибыль организаций. Однако это явление имеет вполне логичное объяснение. Дело в том, что в этом году существенно снизились поступления налогов от предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков (КГН). КГН — это инструмент, введенный в стране федеральными властями с 2012 года. Холдинги, имеющие дочерние компании в разных регионах, суммируют свои прибыли и убытки, и в результате происходит уменьшение общего объема налога на прибыль. При этом в регионы, где находятся основные производственные мощности компаний и создано наибольшее количество рабочих мест, уходят самые крупные суммы налога на прибыль. И такая крупная сумма — 10,5 млрд рублей — поступила в прошлом году в бюджет Иркутской области. Однако уже в этом году ситуация изменилась. В консолидированные группы были включены новые предприятия холдингов, и суммы налогов перераспределились по другим регионам. Часть вновь вошедших в КГН предприятий имеет мощные производственные базы и большое число рабочих мест, а значит «перетягивает» на себя большую долю налоговых выплат. Другие заводы не приносят прибыли — либо являются убыточными, либо находятся в стадии становления.
Если за десять месяцев прошлого года налога на прибыль от предприятий, входящих в КГН, в бюджет Иркутской области поступило 9,13 млрд рублей, то за десять месяцев этого — всего 2,6 млрд. И в следующем рост этих поступлений тоже пока не прогнозируется.
— В 2012 году ситуация сложилась удачно для Иркутской области, но вряд ли такие крупные поступления еще будут. Например, АНХК вошла в консолидированную группу Роснефти, но в прошлом году в этой группе было пять предприятий, а теперь — восемь. В результате увеличения количества участников в группе и перераспределения налога поступления в Иркутскую область снизились. Так что 2012 год в плане поступления налога на прибыль организаций не показателен. Никакой катастрофы с бюджетом области не произошло, — говорит начальник управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев.
Между тем за исключением поступления от предприятий, вошедших в КГН, поступления от налога на прибыль ежегодно растут, также как растут и поступления от всех остальных видов налогов. «У нас по области за десять месяцев этого года зафиксировано уменьшение налога на прибыль на 4,567 млрд рублей по сравнению с тем же периодом прошлого. Но, если смотреть сумму всех налогов, то в этом году по сравнению с прошлым она выросла на 87 млн рублей, — подчеркнул Константин Зайцев. — Налогов на доходы физических лиц собрали на 2,366 млрд рублей больше, налога на имущество, прежде всего организаций, на 1,438 млрд больше. На 8% выросли поступления от налога на землю, на 36% — от транспортного».
По мнению руководителя налогового управления Приангарья, у региона есть возможность усилить отдачу, в частности, через принятие соответствующей нормативно-правовой базы. «Многие заинтересованы в том, чтобы уходить от уплаты налогов, и они постоянно изобретают для этого новые способы, — рассказал он. — В плане мобильности принятия законов мы упускаем некоторые моменты. Например, в 2011 году предприятия лесной отрасли Иркутской области возместили НДС на сумму 3,8 млрд рублей, а заплатили при этом налогов 750 млн. Получается, им просто подарили 3 млрд рублей. Надо было выступать с законодательной инициативой и отрегулировать эту ситуацию».
Впрочем, часть нововведений на федеральном уровне позволит эффективнее собирать налоги уже в следующем году. Так, с 1 января 2014 года декларации по налогу на добавленную стоимость, а с 2015 года и счета-фактуры необходимо будет сдавать в электронном виде. Это и позволит выявлять схемы по незаконному возмещению НДС, так как при запросе на возмещение у контролирующих органов уже будет полная информация по каждому налогоплательщику.
Важным ресурсом считается и налог на доходы физических лиц, который сегодня регион недополучает из-за различных схем с серыми зарплатами. Так, в настоящее время в регионе существует резкий перекос — 40% всего подоходного налога в регионе платят работники бюджетной сферы, доля которых среди работающего населения 20%. Остальные 80%, работники внебюджетной сферы, платят 60%.
— Серьезной проблемой остаются фирмы-однодневки, которые создаются для обналичивания денег, — отметил Константин Зайцев. — В следующем году вступает в силу закон о незаконных финансовых операциях, по которому мы имеем право заблокировать счета налогоплательщика без решения суда, если он не отвечает на наши запросы в течение шести дней. Более того, в июле вступит в силу еще одна норма, позволяющая проверять счета физических лиц. И если на этих счетах будут обнаружены крупные поступления, а их получатель не сможет объяснить, откуда они, то мы будем облагать их 13% налогом.
По мнению полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, Иркутская область на фоне своих соседей выглядит вполне выигрышно. «Большинство регионов сейчас примут дефицитные бюджеты. Я бы рекомендовал всем субъектам РФ сразу после их утверждения заняться разработкой программы по повышению доходов и экономии расходов, — отметил полпред. — В Иркутской области очень неплохо получается ставить конкретные задачи по повышению эффективности управления, и я всегда привожу этот регион в пример.