— Дефицит бюджета существенно скорректирован в сторону роста, и рост долга области к 2016 году составляет уже 45 млрд, то есть 46% от собственных доходов бюджета. В прогнозах социально-экономического развития не видны те источники роста доходов, которые бы позволили бы закрыть дефицит бюджета, не замедляя при этом темпа развития, не ухудшая уровня благосостояния населения, — подчеркнула председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания, коммунистка Ольга Носенко. — Это не бюджет развития, а бюджет упущенных возможностей, бюджет торможения.
Согласно, принятому в первом чтении законопроекту о трехлетнем бюджете Иркутской области доходы региона в следующем году составят 95,9 млрд рублей, в 2015 году – 98,2 млрд рублей, в 2016-м – 106,8 млрд рублей. Расходы областного бюджета запланированы в 2014 году в объеме 106,2 млрд рублей, в 2015-м – 111,5 млрд, в 2016 году – 120,3 млрд рублей. Финансирование дефицита предусматривается за счет размещения областных облигаций и заимствований в кредитных организациях. По прогнозам, дефицит бюджета в 2014 году составит 9,7 млрд рублей, в 2015-м – 13 млрд, в 2016 году – 13,5 млрд рублей.
Ежегодное увеличение дефицита бюджета связано с рядом объективных причин. В том числе, с уменьшением налога на прибыль крупных предприятий в регионе, поскольку цены на производимое ими сырье – алюминий, целлюлозу и золото – на мировом рынке снижаются. При этом расходные обязательства региона растут в связи с исполнением майских указов президента РФ об увеличении заработной платы бюджетников, а также передачи на региональный уровень полномочий по дошкольному образованию. Восполнять дефицит правительство предлагает за счет размещения областных облигаций и получения государственных и коммерческих кредитов.
— Минфин РФ не бесконечно будет давать нам свои кредиты, область не бесконечно может размещать свои долговые обязательства по 8% годовых, — подчеркнул депутат от «Гражданской платформы» Александр Битаров. — Если мы пойдем по этому пути, может произойти катастрофа, которая превратится в невыплату заработной платы. Нас может ожидать технический дефолт, когда правительство не сможет выполнять взятые на себя обязательства по погашению ставок полученных кредитов. Все это может привести к непредсказуемым последствиям.
— В прогнозах социально-экономического развития не видны те источники роста доходов, которые позволили бы закрыть дефицит бюджета, не замедляя при этом темпа развития, — добавила Ольга Носенко.
По мнению Битарова, правительство могло бы и уберечь регион от дефицитного бюджета, однако было занято политическими играми. «Хотелось бы, чтобы правительство занималось экономикой, а не политикой, — отрезал депутат. — В этом году правительство от насущных, текущих дел оторвали выборы, а надо было просчитывать, смотреть, что нам грозит, каков будет бюджет, каков будет госдолг».
Все-таки подавляющая часть депутатов, смогла рассмотреть в действиях регионального правительства стратегическую эффективность. «Мы проводили консультации с членами правительства перед рассмотрением бюджета, и мы знаем, что у них есть определенная программа действий по исполнению всех обязательств, — заявил председатель комитета по государственному строительству области и местном самоуправлении Борис Алексеев. — В регионе созданы такие механизмы как гарантийный и инвестиционный фонды, которые призваны поддерживать малый бизнес. Не случайно на сегодняшней сессии в первом чтении был принят законопроект о введении в регионе должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Правительство ожидает, что бизнес, в том числе, малый и средний, при создании благоприятных условий будет активно развиваться и включится в работу по наполняемости бюджета».
По данным Бориса Алексеева, в соседних регионах размер госдолга значительно выше, однако паники это ни у кого не вызывает. «В Красноярском крае объем госдолга к уровню собственных доходов – 52,5%, в Томской области – 66,5%, в Кемерово – более 80%, в среднем по России – 51%. Ситуация не безнадежная, управляемая», — подчеркнул он.
Стоит отметить, что все выше перечисленные Алексеевым регионы являются индустриальными, с развитой промышленностью и развивающейся инфраструктурой. При этом стратегию бюджета развития они взяли на вооружение даже не вчера, а позавчера. И правительства этих регионов совсем не пугали грандиозные планы и взваленные на себя обязательства. Однако парадокс ситуации состоит в том, что без рисков и рывков вперед развития не случается. Можно не ставить перед собой грандиозных задач и не брать на себя дополнительных обязательств и стремиться к механическому сведению дебета с кредитом, так, конечно, спокойнее, но экономика и бизнес в этом случае чахнут, потому, как благоприятных условий для них не создается. Коммунист Ольга Носенко не смогла увидеть будущих источников дохода в трехлетнем проекте бюджета, потому что на сегодняшний день практически невозможно просчитать эффекта от вложений в человеческий капитал, который, несомненно, появится в будущем, если сегодня думать об образовании, здравоохранении и создании благоприятной среды обитания бизнеса. Иными словами, самым мощным стимулом развития могут стать только инвестиции в человеческий капитал. Другого ничего пока не придумано.
— Понимание развития региона только через инвестиции в промышленность – это устаревший стереотип, — подчеркнула заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская. — Неужели, если построить в регионе еще пять заводов, от этого улучшится жизнь простых граждан? Нет, от этого улучшится только жизнь олигархов. Правительство в принципе, действует в рамках своих полномочий и не может строить заводы. Развитие – это, в первую очередь, улучшение качества жизни жителей территории через создание условий, в первую очередь для развития частной инициативы. Задача государства накормить немощных, а тому, кто может и хочет быть полезным, надо создать возможность реализации. Но самая главная задача властей это дать человеку цель в жизни, показать ему социальную перспективу.
По словам вице-губернатора, Иркутская область значительно расширила свое участие в федеральных программах, предусматривающих капитальные вложения в строительство социальной инфраструктуры: это и очистные сооружения, и детские сады и школы, и спортивные учреждения. Все это вдохновляет людей на созидание и побуждает их оставаться в регионе, а не искать лучшей доли на чужбине. В свою очередь позитивный настрой жителей региона и удовлетворенность их социальной обстановкой создает привлекательную для инвесторов среду.
Между тем, не стоит забывать, что региональное правительство решилось на реализацию стратегии развития в весьма непростое для экономики региона и страны время. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В любом случае, инвестиционный голод, если бы смены приоритетов не произошло, привел область к инфраструктурному краху, поэтому иного выхода у нас, все равно не было.
— Проблемы никто не замалчивает. При этом правительство Иркутской области демонстрирует готовность слушать замечания и работать над ними, работать не только над наращиванием социальных обязательств, но и над экономическим развитием, — отметила председатель Законодательного собрания Людмила Берлина. — Почти все финансово-промышленные группы, работающие в России, имеют интересы в Иркутской области, и в ближайшее время на федеральном уровне будет принят в окончательной редакции законопроект о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Таким образом, федеральный законодатель дает нам рычаг для комплексного развития территорий через объединение интересов населения и бизнеса.