Пассионарная физика
Оказывается, рядом с нами в мире, где главным мерилом всего давно уже являются только деньги и где мотивом для поступков стали рефлексы, а не разум, в мире, где истинное призвание человека — жажда познания — никого уже не вдохновляет, существует волнующая воображение параллельная реальность, в которой все по-другому. Эта параллельная реальность создана профессором Николаем Будневым, его единомышленниками и учениками. Мир ученого Буднева — это физика элементарных частиц, а люди, живущие в нем, это пассионарии, стремящиеся проникнуть в тайны Вселенной и постичь законы природы. Это по-настоящему счастливые люди, потому что они не ведают страха перед неизвестностью и дерзко пытаются ее постичь. И поэтому все, что они делают, наполнено великим смыслом, а все остальное после постижения этой параллельной реальности теряет значение и выглядит ничтожным.
Николай Буднев, директор НИИ прикладной физики, декан физического факультета Иркутского государственного университета, хорошо известен в мировом научном сообществе как специалист в области астрофизики элементарных частиц и как создатель единственного в России астрофизического научно-исследовательского полигона в Тункинской долине. При его участии появился известный Байкальский глубоководный нейтринный телескоп, на котором, так же как и в Тунке, сегодня проводятся крупномасштабные астрофизические эксперименты. Однако широкой иркутской общественности имя ученого стало известно только этой весной, когда ему вместе с единомышленниками удалось получить грант в размере 90 млн рублей от Министерства образования и науки РФ для исследования галактических ускорителей методами гамма-астрономии и физики космических лучей на рекордном для настоящего времени уровне чувствительности. Благодаря этой победе в Тункинской долине на базе астрофизического полигона ИГУ будет построен крупнейший в мире гамма-телескоп «Тунка — HiSCORE».
— Николай Михайлович, позвольте задать глупый вопрос: «А зачем вот это все?» Человеку, пожалуй, и так не плохо, последнее время большинству населения страны обременять себя тяжелыми думами о смысле бытия совсем не хочется. А астрофизика большинству так и вообще по барабану.
— Вы правы. Действительно, время, когда физики были в почете, к сожалению, ушло. И дело даже не в физике, а в ценностях. Но вот что отличает, на мой взгляд, человека от собачки? В первую очередь это жажда познания, стремление изучить что-то, понять, как это устроено. Ребенок ломает, разбирает машинки, игрушки не потому, что ему хочется разрушить, а потому что ему хочется постигнуть. Он учится через постижение неизвестного. Взрослый человек на самом деле ничем от ребенка не отличается, его подлинной потребностью является постижение мира. С одной оговоркой: подлинной потребностью умного человека, способного мыслить. Но, к сожалению, мы видим, что государственная машина, несмотря на всю красивую риторику, направлена на то, чтобы это естественное стремление человека к познанию из него выбить, потому что нелюбопытными людьми легче управлять. Они не задают неприятных вопросов.
— Вопросов не задают, но и созидать не способны.
— А это никому не нужно, чтобы кто-то созидал. Все, что необходимо, это обеспечить рабочую силу для добычи природных ресурсов. А инженеров мы уже приглашаем из-за рубежа, это в разы дешевле, чем их учить. Да и подходы к образованию изменились. Пренебрежение к физике привело к тому, что процесс обучения из творческого превратился в механический. Изучить Налоговый кодекс или какие-то другие вещи может любой, прочитать, выучить, зазубрить, наконец. А вот понять, как работает то или иное устройство, по каким принципам и законам, может научить только физика. Ведь в чем принципиальное отличие физического факультета университета от технических вузов? Мы не изучаем в деталях какое-то конкретное устройство, автомобиль, например, или компьютер. Это совершенно бессмысленно, потому что пока мы его будем изучать, все его микросхемы устареют и появятся другие. Задача физики — изучить принципы устройства этих объектов и научить человека разбираться в любых устройствах. Дать понятия основных законов построения материи, и вот если человек их усвоил, то ему будет легко разобраться в любой сфере и найти применение своим знаниям абсолютно в любой отрасли. Поэтому к нам на факультет идут учиться те, кто еще способен думать. Кто за счет своего ума и интеллекта чего-то в своей жизни хочет добиться. Но, к сожалению, все наши лучшие выпускники уезжают, сначала в Москву, а потом и дальше, потому что им негде здесь приложить свои силы. Промышленности высокотехнологичной у нас нет, единственное, где они могут найти работу, это в мобильных коммуникациях, связи да в нашем научном центре. Вот наш выпускник Дима Костюнин уехал в Германию и сразу стал ярким участником российско-немецкого эксперимента, проводимого на базе нашего Тункинского астрофизического центра, и наши немецкие коллеги от него в полном восторге.
— Стремительное развитие новых технологий, в том числе и в области физики, изменило реальность и привело к созданию постиндустриального общества. В результате этого появился целый класс «потребленцев» и произошло искажение ценностей. Не выходит ли так, что физика, которая своими открытиями существенно облегчила современному человеку жизнь, сыграла для него плохую службу и сама стала заложником своей пассионарности?
— Это философский вопрос, но физика полностью философская наука. Достижения человека в изучении физики твердых тел и жидкостей позволили появиться таким изобретениям, как компьютер и сотовый телефон. Люди научились управлять свойствами твердой материи, и это дало нам новые виды пластмасс и стали. Чем больше развивается физика, тем больше появляется перспектив с практическим выходом. К примеру, развитие термоядерной энергетики приведет нас к тому, что человек получит возможность получать неограниченное количество энергии из воды. Сегодня мы пришли к тому, что имеем чрезвычайно быстродействующие вычислительные устройства с огромными объемами памяти, но очень маленького размера. Все это изобреталось для того, чтобы сократить число занятых в управлении людей, но оно, как мы видим, только растет. Создаются дополнительные функции, которые объективно не нужны, потому что количество занятых в промышленности людей уменьшилось и их необходимо чем-то занять. И в этом смысле с физикой, действительно, случился казус. Процессы глобализации обернулись почти катастрофой и для разных людей создали разные проблемы.
Так вышло, наверное, потому, что, увлекшись изучением материи, человечество забыло о духе, и был нарушен принцип равновесия, который в физике очень важен. В природе существуют разные уровни организации материи. Есть элементарные частицы, есть молекулы, дальше следуют живые организмы, и есть социум. Я думаю, что законы существования социума гораздо сложнее, чем законы существования атомов и молекул. И человек — сложнейший организм, зачастую он сам не может понять, почему поступил так или иначе и чего он хочет. А что говорить об обществе. Как оно устроено, мы не знаем. Мы не можем механически переносить законы физики на свойства более тонких, неизвестных нам субстанций. Как человек мыслит, что такое память и как она устроена? Ну, наблюдаются какие-то электрические процессы, только и всего, что мы об этом знаем. Устройство человеческого мозга и сознания вещь такая же непонятная, как и возникновение Вселенной. Даже гипотез на сегодня никаких нет. Никому не удалось приблизиться к этому вопросу. Мы знаем, как помнит компьютер, а где в человеке эти триггеры памяти, мы не знаем. Физические процессы просты, а то, что мы называем духом, объяснить сложно. И как следствие, социально-гуманитарные науки у нас развиты крайне слабо, исключительно из-за чрезвычайной сложности объекта.
— А как физика относится к Богу?
— С Богом все очень сложно. Есть факт, с которым никто не спорит, что наша Вселенная не вечна и не бесконечна. Она появилась 13 млрд лет назад, а до этого ничего не было. И возникает вопрос: «Не было и вдруг появилось. Почему?» Вдруг произошел большой взрыв. У физики нет ответа на этот вопрос. В физике и математике существуют первичные понятия. Например, чтобы объяснить понятие «В», вы используете понятие «С», а чтобы объяснить понятие «С», вы используете понятие «А». Но вы должны оттолкнуться от чего-то, от какой-то исходной точки, определение которой вам неизвестно. Есть исходные понятия, которые вы вынуждены воспринимать на интуитивном уровне, но с математической точки зрения они необъяснимы. Всегда есть что-то первичное, не имеющее определения.
— То есть для физики Бог — это такая точка неизвестности?
— Верно подмечено. В математике точка определения не имеет. Ни один физик не пытается понять свойство электрического разряда. Откуда он берется, никто не знает. Когда-нибудь, может, объяснят, в результате каких первичных процессов он возникает. Но на данный момент он первичен. Богом дан и, стало быть, есть. Бог вот есть, и мы не знаем, что это за объект. Как и на сегодняшний день физика не может объяснить происхождение человека. С точки зрения физики и математики происхождение человека — вещь невозможная. Давно посчитано, что вероятность возникновения человеческой жизни в результате тех случайных процессов, которые происходили после возникновения Вселенной, практически равна нулю. Как оно случилось? Бог? Но что такое Бог? Для физика важно понять, что это такое.
— Отсутствие у физики ответа на этот вопрос дало основание некоторым современным антропологам утверждать, что сегодняшняя физика как наука зашла в тупик. Как вы относитесь к такой точке зрения?
— Это абсолютно неправильно. Любая наука живет по следующим принципам. Вы начинаете изучать объект в одном диапазоне, доступном для вас на первоначальной стадии. К примеру, вы попали на необитаемый остров и стали изучать территорию, а дальше вы не знаете, что там. Постепенно вы начинаете углубляться в неизвестное и захватываете все большую часть территории, а неизвестное у вас по периметру. И чем больше пространство изучения, тем больше периметр неизвестного, который с вами граничит. Процесс познания ставит все больше новых вопросов, и называть это тупиком нельзя. В процессе исследования природы мы сталкиваемся со все большим количеством непонятных вещей. И это нормально. В развитии физики наблюдается колоссальный успех. Открытие бозона Хиггса самое веское тому подтверждение.
— Запуск Большого адронного коллайдера и исследования, проводимые в его помощью, в свое время вызвали панический страх у обывателей по поводу возможного возникновения черных дыр, которые приведут к концу света. Насколько обоснованны эти страхи?
— Удручающее невежество. Большой адронный коллайдер — блестящая машина, одно из высших достижений человечества. Кстати, основная часть металла, из которой сделан коллайдер, произведена в России при содействии научных центров в Новосибирске и в Дубне. Никаких черных дыр из-за коллайдера возникнуть не может, к нам из космоса постоянно приходят частицы с энергией в миллиарды раз большей, чем у протонов в этом коллайдере, но никаких черных дыр из-за этого не возникает.
В Тункинской долине мы как раз исследуем эти частицы, которые приходят к нам из космоса с огромной энергией, полученной в природных ускорителях гигантской мощности. Это единственное место в России, где ведутся такие исследования на современном уровне и куда приезжают работать астрофизики из Европы и привозят с собой оборудование стоимостью десятки миллионов рублей.
— А почему именно здесь, у нас, в Тунке, возник такой полигон?
— Фактора два: природный и человеческий. Первый — это неплохой астрофизический климат, ясное небо и отсутствие населенных пунктов, создающих ненужный световой фон. Второй — это профессиональный коллектив Иркутского государственного университета, который успешно развивается не смотря на нулевое базовое бюджетное финансирование, в значительной степени за счет активного сотрудничества с российскими и зарубежными коллегами из ведущих научных центров и университетов.
материал: Светлана Батутене.