— В Иркутской области выборная кампания характеризуется, прежде всего, изменением вектора настроений, — говорит Константин Калачев. — Если, скажем, кампания по выборам мэра Иркутска проходила на фоне активно-депрессивных настроений, ожидания худшего и протестное голосование было определяющим, то в последний год с появлением нового губернатора все ведущие социологические центры отмечают изменение социального самочувствия в сторону улучшения. Настроение у людей улучшается, потому что есть надежда на обновление, на то, что будут перемены. Есть надежда на своего, местного губернатора.
Как справедливо отмечает политолог, до этого Иркутской области «на губернаторов катастрофически не везло». Смена одного за другим трех губернаторов-варягов в конце концов накалила ситуацию в регионе практически до предела, в результате здесь в особенно сложных муниципалитетах то и дело начали дерзко взвиваться красные флаги. Местную «Единую Россию» сразил жесточайший кризис. Потерпев поражение на выборах мэра Иркутска в марте 2010 года, уже в мае партия провалила политическую кампанию в Братске. Там единороссы, увлекшись спором о том, кого выдвигать на пост градоначальника, раскололись на два лагеря и в результате выборы проиграли. Братск также проголосовал за ставленника КПРФ Александра Серова.
2010 год вообще был злополучным для единороссов, потому что уже осенью они потерпели поражение на выборах депутатов в думу Ангарского района. 11 из 15 мест в парламенте взяли люди, выдвинувшиеся по списку КПРФ. В качестве сомнительного утешения звезды тогда послали «Единой России» «подарок» в виде избрания мэром АМО из числа депутатов нового состава райдумы единоросса Владимира Жукова, который, впрочем, баллотировался в парламент в порядке самовыдвижения.
Константин Калачев сомневается, что грядущие выборы в областное Заксобрание обернутся подобными скандалами, поскольку после прошлогодней смены губернатора политическая обстановка в Приангарье устаканилась. Кроме того, новый глава региона озвучил программу развития территории с такими стратегическими планами, которые ранее никем из предыдущих губернаторов не ставились либо, если и заявлялись, то использовались в целях самопиара и быстро забывались. Это, в частности, закрытие Байкальского ЦБК, поднятие с колен региональной промышленности, наведение порядка в таких коррумпированных и криминальных областях, как выделение земель и лесная отрасль. Ерощенко же не просто поставил задачи, а продемонстрировал, что они для него являются руководством к действию. По крайней мере, пока, как отмечает Константин Калачев, вряд ли можно уличить Ерощенко в использовании в рекламных целях темы, например, новой индустриализации. Губернатор, с одной стороны, стремится создать в регионе благоприятные условия для бизнеса, лоббируя, к примеру, снижение некоторых налоговых ставок для промышленников, с другой, добивается от предпринимателей честной уплаты остальных положенных налогов и социальной отдачи.
— Тему реиндустриализации вообще придумали не в Иркутске. Это общефедеральный тренд. Иркутская область входит в число регионов приоритетного развития для федерального центра, и вторая индустриализация — это действительно важная тема, потому что надо решать вопрос трудовой занятости, не только задействовать людей в торговле и сфере обслуживания, надо создавать новые предприятия, производить продукцию, которая будет пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынках. Открытие новых предприятий, внимание развитию промышленности — это приоритет, который обозначил президент страны, — говорит политолог. — В данном случае ваш губернатор просто находится в тренде. И, естественно, если есть тренд, он используется в качестве доминанты в выборной кампании. Но здесь нет ничего искусственного, это абсолютно естественная тема. А как она будет продолжена в Иркутске, можно будет судить по прошествии нескольких лет по тому, сколько новых предприятий откроется.
Таким образом, как полагает московский политолог, в Иркутской области сейчас нет повода для протестного голосования, и федеральный центр более не считает Приангарье проблемным регионом. Общественность не выказывает недовольства, а сама избирательная кампания, как подмечают многие, идет скучно и однообразно, ее участники не фонтанируют креативными идеями, а передирают их друг у друга.
Пожалуй, единственной особо отличившейся в рамках этой избирательной кампании партией стала КПРФ, которая оказалась фигурантом нескольких скандальных инцидентов. В конце августа была попытка поджога горкома партии в Братске, которую коммунисты, само собой, свалили на своих оппонентов, якобы нанявших для этой диверсии «фашистских молодчиков». А ранее правоохранительные органы два раза задерживали в регионе многотысячные тиражи печатной продукции с информацией, компрометирующей региональную власть. По крайней мере, к распространению этих газет, как потом выяснялось, была причастна КПРФ.
— Удивительно, что КПРФ в Иркутской области пустилась во все тяжкие, — говорит Константин Калачев. — Обычно эта партия действует строго в рамках закона, никаких «левых» тиражей не печатает, у вас же коммунисты решили отличиться, может быть, потому, что они в принципе отличаются от обычных коммунистов. У вас Левченко еще ого-го. Но это ого-го может на самом деле сыграть для них плохую услугу. По моему мнению, попытка поджога горкома в Братске — это на 100% самострел, не ходи к гадалке. Чтобы представить себе фашиствующих молодчиков, которые пытаются поджечь КПРФ в Братске, нужно иметь бурную фантазию. Мне кажется, самострелы — это уже из арсенала совсем далекого прошлого.
Тем не менее, несмотря на следование тактике 90-х, КПРФ, по мнению Калачева, получит свое второе место на выборах в Заксобрание. Что касается результатов «Единой России», а также явки избирателей на участки, тут, как полагает политолог, неожиданностей не предвидится:
— Я думаю, показатели по Иркутской области не будут отличаться от среднероссийских. И это объясняется тем, что настроения реально изменились, потенциал протеста исчерпан, люди хотят конструктивных преобразований без революционных потрясений, и эти позитивные перемены олицетворяет собой глава региона.
Впрочем, даже если «Единая Россия» вдруг провалит и эти выборы, что маловероятно, очередные кадровые изменения в руководстве региона вряд ли последуют, убежден Константин Калачев.
— Начнем с того, что Сергей Ерощенко недолго находится на посту губернатора, поэтому, если бы «Единая Россия» голоса недополучила, серьезных претензий к нему бы не было. У него было слишком мало времени для разгона, и в данном случае низкий результат — это не повод для того, чтобы менять губернатора, как бывало раньше, — говорит политолог.
По словам Калачева, самым интересным в этой избирательной кампании будет не ожидание того, сколько голосов наберет «Единая Россия», а турнир за право получить четвертое место. По мнению политолога, это и является основным сюжетом грядущих иркутских выборов.
— Рискну сделать прогноз. Я думаю, что четвертое место займет все-таки «Гражданская платформа» в силу того, что у нее самая активная кампания с точки зрения количественного наполнения. Я даже думаю, что «Гражданская платформа» потратит больше всех денег. А будут ли эти вложения адекватны результатам, время покажет, но то, что на четвертное место она может претендовать, это очевидно, — говорит Константин Калачев.
Политолог отметил, что «Справедливая Россия» проводит кампанию достаточно вяло, причем не только в Иркутской области — партия переживает кризис по всей стране. «А «Гражданская платформа» пока зажата в тиски между желанием быть в центре внимания, с одной стороны, а с другой стороны — ни с кем не поссориться», — подметил эксперт.
А для губернатора главным вызовом будут ожидания избирателей, связанные с ним. «Сможет ли он реализовать запрос населения на изменения и перемены. Ведь он их олицетворяет. Он промышленник, он управленец. Люди хотят быстрого результата, и через короткое время ему нужно будет предъявлять итоги своей деятельности. Проблема здесь заключается в нежелании людей подождать. Они хотят получить все и сразу. Но если будут небольшие изменения, даже, например, такие, как снижение стоимости авиаперелетов, это уже будет плюс для губернатора. И этих плюсов должно становиться больше, — говорит политолог и, предполагая, что возглавить список «Единой России» Ерощенко вряд ли заставил федеральный центр, выдвигает свою версию, почему губернатор примкнул к этой партии. — Для него и для «Единой России» это взаимовыгодный обмен. Он совсем небольшой промежуток времени находится в должности губернатора, и после такого кратковременного пребывания на этом посту показать на выборах приличный результат «Единой России» — это возможность открывать двери во многие кабинеты без стука и жалобного: «Можно войти?» Ваш губернатор — это человек, который привлекает инвесторов. И для него очень важно, чтобы к нему относились серьезно. То есть для решения любых вопросов важно не быть хромой уткой или сбитым летчиком».