— ЗАО «Дитэко» год назад привлекалось к административной ответственности за нарушение правил безопасности по результатам плановой проверки, проведенной инспекторами пожарного надзора. Тогда предприятие оштрафовали на 150 тыс. рублей, — сообщила начальник отдела надзорной деятельности по Ангарскому району УНД ГУ МЧС России по Иркутской области Наталья Кунцевич. — Данная сумма была оплачена, но проведенная месяц назад проверка показала, что устранены только три из шести нарушений. Мы намеревались провести еще одну внеплановую проверку в сентябре, но пожар случился раньше.
Как выяснилось, во время первой проверки на территории предприятия находились только девять нефтяных резервуаров. Еще два объемом по 5 тыс. куб. м, один из которых сгорел, построены уже в этом году. Но инспектор, при повторном визите обнаружившая вновь возникшие цистерны, по закону без санкции прокуратуры не могла их проверить. Однако на этом нарушения не заканчиваются, сотрудники отдела надзорной деятельности по Ангарскому району УНД ГУ МЧС России по Иркутской области уже после пожара 23 августа обнаружили рядом с новыми резервуарами не огражденный должным образом сварочный пост. «Является ли простым совпадением тот факт, что пожар произошел именно в одной из ближайших к нему нефтяных цистерн, сейчас проверяют специалисты испытательной пожарной лаборатории МЧС России по Иркутской области. Эксперты определяют место, откуда началось возгорание», — отметили в пресс-службе МЧС.
Возникает вопрос, а имели ли право предприниматели вообще строить эти цистерны, ведь при этом должны соблюдаться определенные нормативы, касающиеся также безопасности. Очевидным подтверждением халатного отношения является тот факт, что предприятие, зарабатывающее огромные деньги на переработке нефти, не озаботилось обеспечить достаточную безопасность на объекте, представляющем опасность для жизни и здоровья людей. И не только работников предприятия. Хорошо еще, что сведений о погибших не поступало. Черный дым от пожара отнесло на ближайшие поселки, жители которых могли отравиться продуктами горения. Однако эпидемиологи, бравшие пробы в населенных пунктах Мегет и Шароны в районе пожара, превышения ПДК вредных веществ в воздухе не зафиксировали. В пресс-службе управления Роспотребнадзора по Иркутской области заявили, что пробы воздуха, отобранные 21 и 22 августа, соответствуют нормам и угрозы жизни и здоровью населения нет.
Сообщение о полыхающей цистерне поступило в 12 часов 21 августа. Позже выяснилось, что горит емкость с сырой нефтью объемом 5 тыс. куб. м, но на тот момент в цистерне находилось только 3 тыс. куб. м. Данное обстоятельство вряд ли можно считать удачей, поскольку полупустая емкость увеличивает возможность взрыва. Спасатели эвакуировали больше 300 человек — сотрудников производства, где возник пожар, а также соседнего предприятия. Федеральную трассу М-53 «Байкал», которая находилась в 600 м, заволокло дымом, но движение по ней не останавливалось. Локализовать пламя удалось только к 15 часам. Но цистерна продолжала гореть всю ночь. «Конструкции резервуара дважды обваливались и падали в горящий жидкий углеводород, из-за чего происходил выплеск нефти наружу, — сообщили в пресс-службе МЧС России по Иркутской области. — Уже под утро горящий резервуар с нефтью разрушился, в результате чего пострадали семь человек, принимавших участие в тушении пожара. Они получили ожоги легкой степени тяжести и, отказавшись от госпитализации, продолжили тушение».
Нехватку запасов воды и пенообразователя пожарные ощутили на второй день. «На месте работают подразделения иркутского и ангарского пожарных гарнизонов, личный состав филиала «Роснефти», пожарной охраны «Иркутскэнерго», Федеральной противопожарной службы. Работают два пожарных поезда, которые также осуществляют подвоз воды. Ее недостаток — основная проблема в данной ситуации», — сообщал исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов. По его словам, рядом с полыхающей емкостью находилась еще одна цистерна, которая раскалилась от высоких температур и угрожала взорваться. Спасатели продолжали вести пенную атаку, с высоты огонь тушили с коленчатых подъемников. И только 22 августа в 17.35 огнеборцы сообщили о ликвидации возгорания на общей площади 2100 кв. м.
Специалисты Ангарской нефтехимической компании, которая имеет одну из лучших ведомственных пожарных служб в области, принимавшую участие в тушении данного пожара, по этическим соображениям отказались комментировать проблемы, возникшие в результате тушения резервуара с нефтепродуктами.
«Во время пожара такой сложности на базе просто закончился пенообразователь, хотя по закону запас на предприятии должен быть сформирован с учетом количества нефтепродуктов, которые могли загореться. Возникают вопросы: кто принимал это нефтехранилище и проверял технику безопасности? Ведь очевидны явные нарушения, — отметил эксперт по пожаротушению, пожелавший остаться неизвестным. — И эта ситуация не только на этом конкретном предприятии, у многих потенциально опасных объектов снижен уровень безопасности за счет того, что, когда создавали МЧС, на нефтебазах прошли большие сокращения объектовых пожарных частей. Сейчас достаточно заключить договор со сторонними организациями».
Вместе с тем в МЧС о существовании этих двух новых цистерн узнали только в июле этого года. Но тогда государственный инспектор по пожарному надзору могла только констатировать, что руководство ЗАО «Дитэко» устранило ранее зафиксированные нарушения, такие как отсутствие опашки разделительной полосы между территорией объекта и прилегающим лесным массивом, опасный перепад высоты на путях эвакуации и наличие прорех в стенах административного здания. Проверить новые цистерны инспектору не позволили нормы законодательства. В то же время нарушений хватало и без того: по сообщению пресс-службы МЧС, по-прежнему отсутствовала пожарная сигнализация на обваловании возле резервуаров, да и само обвалование не соответствует требованиям. И самое главное, тогда уже было известно, что на предприятии отсутствует пенообразователь, что привело к огромным осложнениям при тушении такого сложного пожара.
Сейчас УМВД России по городу Ангарску проводит доследственную проверку, чтобы установить причины, которые могли привести к пожару на предприятии. Полицейские опрашивают свидетелей произошедшего, а также работников организации. Рассматриваются различные версии, в том числе нарушение техники безопасности и поджог, но ни одна из них не является основной. Эксперты испытательной пожарной лаборатории МЧС России по Иркутской области проводят необходимые замеры и заборы проб на территории нефтехранилища. Дознаватели отдела надзорной деятельности по Ангарскому району УНД ГУ МЧС России по Иркутской области продолжают изучение необходимой документации предприятия и опрос свидетелей произошедшего и должностных лиц. Сейчас остается неясным, каким образом были введены в эксплуатацию данные цистерны, создавшие реальную угрозу для населения.
По мнению эксперта по пожарам, эта ситуация показала также, что МЧС просто не готово к таким серьезным происшествиям. «Все, что сейчас происходит, это результат того, что войска ГО и ЧС были расформированы и создано ведомство, которое не работает, — отметил эксперт. — Следствием развала системы стала слабая работа МЧС на Дальнем Востоке, где уже две недели продолжается наводнение, и этот пожар, который тушат два дня. При разросшемся штате, а это около 350 тыс. человек, эффективность работы упала. И сейчас министр обороны РФ Сергей Шойгу предпринимает правильные шаги по реорганизации министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в более действенную структуру, подчиняющуюся Минобороны РФ».