Скромное обаяние минимализма
В начале августа представительство одного из банков распространило информацию о том, что иркутяне по сравнению с красноярцами и новосибирцами тратят вдвое больше денег на покупку одежды. Учитывая, что в Иркутске значительно меньше, чем у западных соседей представлены различные корпоративные магазины популярных марок одежды, такую статистику можно было бы объяснить более высокими ценами в магазинах-посредниках. Однако, как оказалось, в последние несколько лет в Иркутске стали активно развиваться сетевые магазины различных брендов, предлагающих одежду по демократичным ценам. Между тем, по данным банка, иркутяне помимо всего прочего больше всех любят и дорогую, так называемую, статусную одежду. Вероятно, именно из-за этого усредненный житель Иркутска на фоне соседей и выглядит гламурной транжирой.
- Стандартный чек в магазинах среднего ценового сегмента в Иркутске при безналичном расчете оказался самым высоким в Сибири и составил порядка 4 тыс. рублей, в то время как красноярцы тратят на одежду около 2,5 тыс. рублей, новосибирцы – чуть больше 2 тыс., - рассказали в пресс-службе «Банка24.ру». – А сумма покупок иркутян в магазинах одежды класса Luxe за первое полугодие текущего года составила более 2 млн рублей, новосибирцы потратили в 30 раз меньше на такую одежду, в Красноярске подобных покупок зарегистрировано не было совсем.
Брендовая одежда, как правило, продается либо в магазинах, работающих по франшизе, либо в корпоративных магазинах сети торговой марки. В первом случае ценовая политика чаще всего определяется непосредственно покупателями франшизы, которым помимо прибыли необходимо окупить стоимость недешевого франчайзинга. Кроме того, логистические затраты в магазинах-посредниках значительно выше. В итоге цены в таких торговых точках порой оказываются в разы выше, чем у представителей сетей.
Главным же преимуществом корпоративных брендовых магазинов является то, что цены на одинаковые вещи во всех магазинах сети, даже в разных городах, должны быть одинаковыми. Совершая покупку в таком магазине, люди могут быть уверены, что не переплатили за нее посредникам, и нигде в другом месте точно такая же вещь не может стоить дешевле.
По данным банка, излюбленным местом покупки дорогих вещей в Иркутске является сеть магазинов Oscar Collezioni – официального представителя Brioni, Dolce&Gabanna, Roberto Cavalli и других не менее громких брендов. Весьма подозрительно, что представители Oscar Collezioni отказались общаться с корреспондентом «МК Байкал» на тему ценовой политики и перспектив развития сетевых магазинов, представленных ими брендов. Это позволяет сделать вывод о том, что принцип прозрачности ценообразования не является приоритетным для их владельцев.
Однако маркетологи уверены, что одежда класса Luxe в Иркутске не слишком востребована. Это связано не только с отсутствием большого спроса, но и с тем, что люди, которые могут позволить себе такие покупки, с большей долей вероятности сделают их за границей, где гораздо шире представлен ассортимент при более низкой цене.
- В Иркутске прослойка покупателей, которые могут себе позволить такую одежду, очень невелика, - отметила руководитель иркутского отделения Ostin Вера Черниговская. – Другое дело, что есть определенная группа людей, страдающих от так называемой «статусной» болезни. Для них очень важно, чтобы вещь, которую они носят, имела известный бренд.
С этим мнением согласна и менеджер по рекламе ТМ «Твое» в Иркутске Екатерина Зайцева. «Чаще всего одежду такого уровня в Иркутске покупают даже не люди с высокими доходами, а менеджеры среднего звена, имеющие заработную плату 20-30 тыс. рублей, - поделилась она. – Я знаю таких людей, которые готовы отдавать все свою зарплату на одну сумку или пару сапог. Возможно, в дорогих вещах они просто чувствуют себя увереннее. Что же касается качества, то вещи менее дорогих брендов ничуть не хуже».
В свою очередь, выяснилось, что траты иркутян на одежду в среднем ценовом сегменте ничуть не выше, чем у соседей. Еще несколько лет назад в Иркутске почти все магазины популярных брендов всех ценовых категорий работали по франшизе, что, естественно, увеличивало стоимость товаров. Не желая переплачивать даже за одежду среднего класса, многие иркутяне ездили одеваться в соседний Красноярск или даже Китай. Однако за несколько лет с открытием новых торговых центров в Иркутск пришли и корпоративные сети брендов, предлагающих вполне демократичные цены, что позволило вернуть почти утерянную аудиторию.
В настоящее время в Иркутске в составе корпоративных сетей работают такие популярные магазины, как Ostin, Love republic, Befree, Zarina, Gloria Jeans, «Твое» и другие. Все они уверяют, что средний чек в их торговых точках составляет 1-2 тыс. рублей. Эти расчеты подтверждаются и статистикой Байкальского банка Сбербанка, работающего в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия. По данным Байкальского банка, за июль этого года жители трех регионов потратили на одежду и обувь по безналичному расчету более полумиллиарда рублей. При этом средняя цена покупки составила примерно 1,7 тыс. рублей.
- Средний чек в нашем магазине составляет 1,3 тыс. рублей, а в базовой коллекции вообще нет ни одной вещи дороже тысячи рублей, - рассказала управляющая магазином «Befree» Галина Репичева. – Доступные цены, которые порой ниже, чем на «шанхайке», обеспечивают постоянный прирост потока покупателей. В связи с этим мы также планируем открыть еще один магазин.
Тем не менее, некоторые популярные марки одежды, такие как Incity, s.Oliver, Benetton, Mango, по-прежнему представлены франчайзинговыми магазинами, чья ценовая политика отнюдь не прозрачна.
- У нас есть данные по среднему чеку в нашем магазине, но делиться ими с какой-то газетой я не хочу! – отрезала директор магазина Mango в Иркутске Наталья Орлова, то ли опасаясь утечки секретных данных, то ли стыдясь завышенных цен перед потенциальными покупателями.
Основным же препятствием, с которым сталкиваются входящие на рынок Иркутска федеральные сетевые компании, по мнению директора по развитию международной консалтинговой компании Knight Frank PM, партнера недавно открывшегося торгового центра «Модный квартал» Максима Тумановского, является неблагоприятная для развития логистика. Кроме того, как известно, в некоторых франчайзинговых договорах прописывается, что торговая марка не может в течение определенного срока открывать корпоративный магазин там, где есть магазин, работающий по франшизе.
- До открытия ТРК «Модный Квартал» показатель обеспеченности жителей Иркутска качественными торговыми площадями составлял 65,3 кв. м на 1000 жителей, что свидетельствовало о слабом развитии рынка торговой недвижимости города. В настоящее время на 1000 иркутян приходится около 104 кв. м торговой площади профессиональных объектов, - рассказали в пресс-службе. – В Красноярске, к примеру, этот показатель составляет 176 кв. м на тысячу человек, в Новосибирске и Москве – 311, в Санкт-Петербурге – 429, а в Казани – 465 кв. м на тысячу жителей. Однако было бы ошибкой применять данный метод расчета в качестве единственного способа определения потенциала рынка. Безусловно, при оценке потенциала города с точки зрения развития торговой недвижимости учитывается комплекс параметров: численность населения, доля экономически активного населения, уровень безработицы, средний уровень доходов, розничный товарооборот, доля рыночной торговли и многое другое.
Судя по всему, в ближайшее время линейка корпоративных магазинов в Иркутске будет расширяться. Этому в частности, способствует и открытие новых торговых центров, удовлетворяющих требованиям торговых марок. Например, в ближайшее время в городе откроются еще три крупных торговых центра. Кроме того, по мнению регионального директора Gloria Jeans Татьяны Приходкиной, покупательская способность иркутян относительно высока, в частности, выше, чем в Красноярске или Томске.
- Из-за трудностей с логистикой в отдаленных регионах для крупных торговых сетей сейчас привлекательнее центральные регионы России, где все еще много мелких городов, не имеющих брендовых магазинов, - отметила Вера Черниговская. – Однако и этот ресурс скоро исчерпает себя, так что расширение представительства брендов в Сибири неизбежно.
материал: Александрина Дмитриева