Превентивная взрывоустойчивость
После долгих лет политической нестабильности и междоусобной войны элит Иркутская область наконец обрела относительную устойчивость. По результатам исследования политико-экономической ситуации в регионе фондом «Петербургская политика» его президент Михаил Виноградов заявил, что Приангарье как минимум за последний год избавилось от репутации своего рода горячей точки, обстановка в которой действует на нервы федеральному центру и требует постоянного контроля. Однако ничто не дается даром, и нынешний штиль, отмеченный экспертами, естественно, не наступил сам собой, а был достигнут губернатором в жесткой схватке с политическими элитами, стремящимися любой ценой дестабилизировать обстановку. Несмотря на то, что аналитики констатируют отсутствие за последний год громких негативных новостей из политической жизни Иркутской области, некоторые незначительные на взгляд обывателя события все же свидетельствуют о том, что в политкулуарах развернулась нешуточная битва не на жизнь, а на смерть.
— Серьезных стрессов в Иркутской области в последнее время не возникало. Конечно, само по себе отсутствие стресса — это уже определенный позитив. А повода для негатива и критики в адрес региональной власти за последний год не было, — говорит Михаил Виноградов. — Я бы сказал, что Иркутская область за последнее время стала несколько менее заметной на карте. Хорошо это или плохо — можно спорить, но очевидно, что в регионе, где устойчивость редко длилась долго, сегодня сложилась достаточно спокойная социально-политическая обстановка.
Под ковром
Однако, если регион сейчас не гремит политическими скандалами на всю страну, это не значит, что противостояние сил здесь сошло на нет. Оно не ослабло с приходом на пост губернатора — местного предпринимателя Сергея Ерощенко, а в преддверии выборов в областное Заксобрание, напротив, обострилось. И об этом свидетельствуют не только тонны пропагандистской макулатуры с черным досье на региональную власть, которые вдруг повалились на неискушенного обывателя, но и куда менее заметные для поверхностного взгляда, но более существенные факторы.
На нынешнего губернатора, как и на его предшественников, также развернулась охота. Желающие станцевать на его политической могиле никуда не делись, и излюбленная тема местной элиты о том, что «и этот не надолго», вдохновляет их на все новые и новые «тихушечные» пакости. Редкостной удачей и просто подарком в этом смысле стали приближающиеся выборы в региональный парламент, на отрицательные результаты которых политические оппоненты возлагают самые дерзкие надежды. В случае попадания в орган законодательной власти деструктивных сил политическая ситуация в Приангарье будет всерьез и надолго дестабилизирована, а действующий губернатор в одночасье окажется под прицелом корыстных интересов сразу нескольких противоборствующих группировок. В этом случае расставленные ими повсюду мины могут оказаться убийственными, а развернувшаяся подковерная борьба за кресло губернатора вышибет из-под ног иркутян те робкие островки экономического позитива, которые с таким трудом губернатор пытается культивировать. Но пока признаки стабильности, о которых говорит Михаил Виноградов, являются подтверждением того, что губернатору в этой нелегкой борьбе удается удерживать ситуацию и успешно отбивать коварные подачи оппонентов, которые не гнушаются подставами, подножками и ударами в спину.
Одной из таких мерзких подстав, на которой губернатор рисковал подорваться, как на мине, стала развернувшаяся в парламенте в мае этого года кулуарная борьба за непринятие поправки в региональный закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания». Поправкой предлагалась либерализация условий при регистрации партийных списков, что особенно было важно для малых партий. Против нее резко отрицательно выступила группа депутатов, прикрывшись якобы рекомендациями Центрального исполкома «Единой России». Впоследствии выяснилось, что позиция федерального руководства «Единой России» по этому вопросу была прямо противоположной и солидарной с позицией Центральной избирательной комиссии РФ, которая рекомендовала эту поправку к принятию, опираясь на соответствующее решение Конституционного суда России.
Зловредный путч внутри фракции местных единороссов губернатору удалось подавить, в результате чего свою позицию в отношении поправки они изменили в самый последний момент во время неожиданно объявленного на сессии Законодательного Собрания перерыва. Как рассказывают участники закулисья, требование Сергеем Ерощенко перерыва и проведения внезапного заседания фракции по этому вопросу стало шоком для вдохновителей путча. Губернатору удалось вышибить их из регламента сессии, на который они возлагали большие надежды, и заставить события развернуться по его, а не по их сценарию.
В кулуарах существует «конспирологическая версия», которая все-таки недалека от истины, что действия «путчистов» были заранее спланированной долгосрочной акцией по дискредитации Сергея Ерощенко. В случае непринятия поправки ответственность за манкирование решений Конституционного суда федеральный центр возложил бы на действующего губернатора, несмотря на то, что это решение принималось парламентом.
Одновременно определенные силы нагнетали истерику среди сторонников малых партий, которые угрожали судом и протестами в случае непринятия поправки. По имеющейся у «МК Байкал» информации, в подготовке операции по дискредитации Ерощенко были задействованы некоторые высокопоставленные чиновники из федерального центра.
Главное — стрелки перевести
Другой серьезной подставой противников Ерощенко стала «земельная мина», которую в «подарок» и назидание всем последующим иркутским губернаторам оставил бывший мэр Иркутска Владимир Якубовский. Эту проблему на протяжении нескольких лет пытались решить Александр Тишанин и Дмитрий Мезенцев. Ерощенко взялся разрубить туго затянутый земельный узел с присущей ему жесткостью радикально и по возможности быстро. Однако и здесь натолкнулся на сопротивление парламента. Буквально за несколько дней до того, как разразился скандал с поправкой в закон о выборах, комитет по собственности и экономической политике Заксобрания попытался завалить еще один законопроект. Речь шла о передаче на уровень региона полномочий по выделению в Иркутске земельных участков с неразграниченным правом собственности. Поводом для этой законодательной инициативы стали многочисленные нарушения, допускаемые властями областного центра в распоряжении землями.
— Сегодня в Иркутске распределение земель под застройку, в частности, под видом благоустройства, имеет коррупционную составляющую. Всем об этом известно, и я об этом открыто говорю, так как считаю, что это неприемлемо, — объяснил Ерощенко, подчеркнув, что непрозрачная земельная политика плодит взяточников, лишает бюджеты весомых доходов и в целом негативным образом сказывается на состоянии строительной отрасли, которая в Иркутской области находится в весьма сложном положении. Как опытный бизнесмен, знающий экономику региона и ее больные места, Ерощенко понимает, что строительная сфера испытывает жизненную необходимость в здоровой конкуренции.
Однако депутат Виктор Круглов, который, как известно, является главным политическим оппонентом Ерощенко, тогда заявил на заседании комитета, что сначала областному правительству и администрации Иркутска необходимо прийти к согласию в вопросе передачи на областной уровень полномочий по распределению земель с неразграниченной собственностью. Фактически Круглов призвал депутатов устраниться от решения этого вопроса, свалив всю эту головную боль на губернатора.
— Концептуально мы не против изменений, но прежде чем брать на себя такую ответственность, пусть правительство и городская администрация детально их проработают, — подчеркнул тогда Круглов. На сегодняшний момент мы видим, что у них нет единой позиции.
Очевидно, что у противников губернатора была задача не допустить принятия этого законопроекта ни нынешним составом Заксобрания, ни предстоящим.
Сергей Ерощенко после этого выступления Виктора Круглова в беседе с корреспондентом «МК Байкал» подчеркнул, что мнение комитета по собственности — это не мнение всего парламента, и заявил о намерении в любом случае добиться принятия законопроекта, который должен был стать одним из инструментов по исправлению ситуации с землями в Иркутске. В итоге победу все-таки одержало областное правительство — Заксобрание приняло этот законопроект.
Есть места и пострашнее
Эксперты фонда «Петербургская политика» пришли к выводу, что предвыборная кампания в Иркутской области, для которой холодная внутриэлитная война — традиционное явление, безусловно, проходит весьма драматично, однако региональная исполнительная власть не использует способы жесткого административного давления и не расставляет его участникам бюрократические барьеры, которыми, как правило, пользуются местные власти в регионах.
— Но, насколько я знаю, возникают отдельные эксцессы, — говорит Михаил Виноградов. — В данном случае имеются в виду, например, уход в «Гражданскую платформу» эсера Владимира Матиенко и бывшего единоросса Александра Битарова, отказ в регистрации в качестве кандидата одного из старейшин Заксобрания Юрия Фалейчика. Кроме того, была попытка исключить из кампании по выборам в областной парламент спикера думы Иркутска Андрея Лабыгина, впрочем, Иркутский областной суд признал законной его регистрацию. На повестке дня также находится вопрос о снятии с кампании экс-депутата Госдумы Виталия Шубы. Кандидат от «Партии за справедливость!» Юрий Баженов требует от Иркутского облсуда признать регистрацию Шубы недействительной.
Досадным инцидентом также стал выпуск тиража печатной продукции с компроматом на региональную власть, который задержали в июле в Слюдянском районе. Как установили правоохранительные органы, газеты из Улан-Удэ в Иркутск перевозил водитель предприятия «Ангарскстальконструкция», аффилированного с лидером иркутских коммунистов Сергеем Левченко. Существует версия, что коммунисты участвовали в организации доставки газет, от чего они, впрочем, всячески открещиваются. А заказ на печатную продукцию был сделан некими другими вражескими силами, стремящимися дестабилизировать обстановку в регионе и рассчитывающими на то, что в случае дискредитации «Единой России» ее низкие результаты на предстоящих выборах станут поводом для смены губернатора.
Тем не менее, как отмечает Михаил Виноградов, предвыборная обстановка в Иркутской области все-таки менее накалена, чем в соседних регионах. Внимание федерального центра сегодня приковывает, например, Забайкалье, где осенью будут выбирать не только депутатов в региональный парламент, но и губернатора. Борьба в крае разворачивается между единороссами, которые не выдвинули кандидата в губернаторы, и «Справедливой Россией» — ее представитель Константин Ильковский сейчас временно возглавляет регион и считается фаворитом гонки. При этом «Единая Россия» формально поддерживает Ильковского, которого на пост врио губернатора назначил президент Путин. И если результат губернаторской кампании, сопровождающейся подавлением конкуренции, в принципе, очевиден, то выборы в забайкальский парламент могут преподнести сюрпризы. «Ситуация, откровенно говоря, малопонятная для избирателя, рождающая внутривидовую борьбу, потому что и «Единая Россия», и эсеры являются своего рода элементами партии власти в Забайкальском крае, — говорит Михаил Виноградов. — Такая внутривидовая борьба при власти обычно самая острая. Наверное, Забайкалье сегодня воспринимается как проблемная территория. Ситуация там наиболее заметна для федералов».
Обостренной называет эксперт ситуацию в Хакасии, где достаточно большой резонанс получил инцидент с партией «Парнас», которую не зарегистрировали для участия в выборах в региональный парламент. «Это не такая значимая партия, но на фоне общего тренда регистрировать несистемную оппозицию, которая идет на выборы, в том числе в Москве, Московской области, отчасти в Екатеринбурге, то, конечно, Хакасия здесь из тренда несколько выбивается, идет, скорее, по пути зарегулированной кампании», — пояснил эксперт.
Таким образом, Иркутская область, как отмечает Михаил Виноградов, с ее традиционно острой внутриэлитной борьбой и регулярным «пожиранием» губернаторов перестала восприниматься федеральным центром как регион, приносящий головную боль. Однако надолго ли установилась политическая стабильность, которая все-таки пока больше похожа на внешнее спокойствие, эксперт прогнозировать не берется.
— Говорить о том, насколько эта устойчивость длительна, пока сложно, но, действительно, за последний год Иркутская область, на удивление, перестала раздражать Кремль негативными новостями, — подчеркнул Михаил Виноградов.
материал: Светлана Латынина.