— Владимир Николаевич, почему вы считаете, что для эффективной борьбы с пожарами необходимо привлекать частные охранные предприятия? Разве специализированных подразделений МЧС для этого не достаточно?
— Все знают, что при любом стихийном бедствии, а при пожаре особенно, самым важным фактором является время. Быстро потушить пожар можно, только пока он находится в линейной фазе. В этом случае бывает достаточно ведра воды, чтобы потушить очаг возгорания. Но после того как огонь перешел в фазу воспламенения, бороться с пожаром становится невероятно трудно и зачастую приходится расплачиваться за беспечность потерей имущества, а порой и вообще человеческими жизнями. Все помнят случившуюся в апреле этого года чудовищную трагедию в поселке Раменское Московской области, когда пожар унес жизни 38 человек. Тогда загорелся психоневрологический диспансер, и первые пожарные прибыли на место трагедии только спустя час, потому что пожарная часть, закрепленная за районом, находилась в 50 км, а при этом в соседнем районе, не более чем в 10 км находилась другая часть. Но в ней, по версии следствия, о пожаре ничего не знали. Этот трагический инцидент свидетельствует о том, что в борьбе с пожарами главной проблемой является отсутствие налаженного канала связи между структурами, ответственными за пожарную безопасность. Казалось бы, решить этот вопрос можно, оснастив объекты современными противопожарными системами. Но какой бы современной эта система ни была, если нет своевременного реагирования на сигнал тревоги, в ней никакого смысла не будет. Успех дела зависит от двух факторов. Первый — сигнал тревоги должен быть передан. Второй — кто-то его должен принять и быстро на него отреагировать. Поэтому очень важно знать и контролировать, куда поступает сигнал и кто на него реагирует и в какие сроки. Для решения этой непростой задачи необходимо задействовать все возможные ресурсы. Игнорировать частные охранные агентства, которые имеют не только практику стремительного реагирования, но и проходят регулярную спецподготовку, ежегодно подтверждая свою квалификацию, неразумно и нелогично. Вот у нас появились добровольные пожарные дружины. Идея хорошая, но в погоне за массовостью она умерла, став жертвой формального подхода. Дружины эти в основном существуют на бумаге, для галочки, а с огнем должны бороться подготовленные люди.
— То есть вы предлагаете перевести на коммерческую основу борьбу с пожарами, ведь частные охранные предприятия бесплатно не работают, а добровольные пожарные дружины, как выяснилось, существуют формально.
— Бесплатно вообще никто не работает, что касается тех же добровольных дружин, чтобы они были действенными, его участникам необходимо предоставлять льготы. Для любой деятельности необходим стимул. Но в данном случае речь не о коммерциализации. В этом вопросе необходимо видеть две разные ипостаси, в которых частные предприятия могут быть полезны. Первая та, о которой мы сейчас говорим, быстрое реагирование на сигнал тревоги. Ведь частное охранное предприятие может стать членом добровольной пожарной организации и, вступив в нее, принимает на себя ответственность за оснащение экипажей средствами пожаротушения и за лицензирование охранников и обучение их основным действиям при тушении пожаров. А проведение учений совместно с МЧС по ликвидации небольших очагов возгорания в разы поднимет их подготовку. Таким образом, частное охранное предприятие как член добровольной дружины может стать мощным инструментом, способным качественно изменить противопожарную ситуацию в регионе. Ведь экипажи охранных предприятий, как правило, распределены по всем районам города, и среднее время следования до объекта по тревожному сигналу у них составляет от 3 до 5 минут. Вторая, не менее важная часть вопроса, в которой могут быть задействованы ЧОПы, это использование каналов связи, то есть той инфраструктуры, которая сегодня передает информацию о сохранности объектов. Именно эту задачу и решает программа «Кобра 8», которую мы разработали. Она позволяет автоматически передавать сигнал о тревоге напрямую на пульт 01, а не в пожарную часть, как это делается сейчас, проблема в том, что в городе может быть несколько пожарных частей, отсюда и путаница, как это случилось в Раменском. Мы предлагаем не только изменить схему передачи сигнала, мы предлагаем изменить подходы к проблеме в целом, потому что «Кобра 8» позволяет создавать карты объектов и следить за ситуацией в любой точке области из единого пульта управления. Например, в этой программе можно будет видеть из Иркутска, на какой объект должна выехать машина в Братске и выехала ли она и сколько времени была в пути. Можно будет видеть и количество тревог, их причину и даже техническое состояние объекта на предмет его оснащенности противопожарными устройствами.
— Наверное, установка программы «Кобра 8» с учетом ее такой многофункциональности для большинства владельцев объектов окажется неподъемной?
— Это вполне распространенное заблуждение, несмотря на то, что наш программный продукт входит в тройку лучших по стране, мы продаем его недорого и абонентскую плату за обслуживание программы не берем. Дело в том, что, как я уже говорил выше, программа может действовать в существующей инфраструктуре, то есть в тех каналах передачи сигнала, которые сегодня используют ЧОПы, и это в разы снижает ее стоимость. А поскольку в связи с выполнением Указа Президента РФ, принятого в прошлом году, согласно которому все каналы связи, по которым уходят сигналы тревоги с социально значимых объектов, должны быть выведены на пульты в пожарных частях, то на этом поле в некотором смысле развернулась конкурентная борьба, из-за чего само выполнение Указа тормозится. МЧС пытается выстроить свою альтернативную систему передачи сигнала, создав новые каналы связи и установив монопольный контроль над ней. Для этих целей они намерены использовать свою программу «Стрелец-мониторинг», установка которой дороже в разы, потому что требует полной замены оборудования на тех объектах, где уже стоит оборудование других производителей, за которое собственники, как муниципальные, так и областные, уже заплатили. Оно может работать еще в течение 10 лет. Для сравнения, по программе «Стрелец-мониторинг» автоматизация одного рабочего места стоит 600 тыс. руб., а по программе «Кобра 8» всего 220 тыс. руб. А с учетом того, что это рабочее место необходимо автоматизировать в каждом социальном учреждении в каждой территории, то для областного бюджета это выльется в колоссальные затраты, не беря во внимание время, которое потребуется и на приобретение этого оборудования, и на изыскание этих средств в бюджете.
Очевидно, что определенные силы имеют намерение вытеснить частные охранные агентства из этого сектора деятельности, ограничив их полномочия только охранными функциями.
— Выходит, что жертвами этой конкурентной борьбы, как всегда, станут простые граждане, поскольку она никак не способствует ни скорейшему выполнению Указа президента, ни эффективной борьбе с пожарами, ни противопожарной профилактике?
— К сожалению, это так, хотя для достижения скорейшего положительного результата логичнее всего было бы объединить усилия в этом непростом и крайне актуальном вопросе. Когда мы разрабатывали программу «Кобра 8», мы исходили из позиций сотрудничества, чтобы объединить усилия и чтобы охранные предприятия и сотрудники МЧС в этом вопросе стали партнерами, а не конкурентами. В этом случае выиграли бы все: и участники процесса, и власти, и население. Сотрудничество с ЧОПами не только позволит удешевить в разы оснащение всех социальных учреждений в области системами сигналов пожарной тревоги, но и существенно облегчит работу самих пожарных. Ведь не секрет, что 98 процентов срабатывания пожарной сигнализации оказываются ложными, от этого не уйти, они всегда будут. Выезд сотрудников ЧОПов первыми на вызов решает и проблему эффективности использования пожарных частей, и проблему быстрого реагирования. А программное обеспечение «Кобра 8» позволяет вести мониторинг за всеми объектами в самом отдаленном поселке, где, как правило, сторожами работают пожилые люди, не всегда способные адекватно реагировать в случае инцидента.
— И что же получается, у нас нет никакой возможности повлиять на этот процесс, чтобы он развивался в конструктивном ключе с учетом интересов населения, а не в контексте лоббистской борьбы определенных заинтересованных групп?
— К счастью, такая возможность у нас есть. Несмотря на то, что МЧС рекомендует регионам внедрять программу «Стрелец-мониторинг», оно оставляет регионам возможность интегрировать в нее собственные, подходящие для его условий программы. Это оставляет регионам возможность принятия собственного решения, какую программу использовать и какой путь в данном случае выбрать. Иными словами, решение остается за региональным правительством и губернатором. Со своей стороны могу сказать, что, понимая социальную значимость профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, мы готовы строить взаимоотношения с властями на условиях социального партнерства и развернуть систему передачи сигнала и противопожарного мониторинга бесплатно, в случае дальнейшего его сопровождения.