Сдать любой ценой
Иркутская область до 1 июля должна отчитаться перед Министерством здравоохранения РФ о выполнении программы модернизации и от результатов этих отчетов будут зависеть объемы получаемых регионом средств на развитие здравоохранения в дальнейшем. Однако одним из пунктов отчетности должна стать сдача в эксплуатацию Восточно-Сибирского онкологического центра в Иркутске, строительство которого растянулось на 18 лет. Таким образом, от даты запуска долгостроя теперь зависит развитие региональной медицины в целом. Так случилось, потому что в 2011 году объект был включен в программу модернизации здравоохранения Иркутской области, в рамках которой на его строительство были предусмотрены федеральные средства в размере более 1 млрд руб. Мягко говоря, региональное Министерство строительства, дорожного хозяйства попало в крайне неприятную ситуацию, поскольку фактически за три месяца оно должно сделать то, что не удавалось предшественникам долгие годы. В декабре 2011 года долгострой уже пытались загнать в рамки, но сроки ввода были сорваны, за что тогдашний министр строительства, дорожного хозяйства региона Александр Орешков поплатился должностью. Не удалось его запустить ни весной, ни осенью прошлого года. Между тем долгострой начал разрушаться. В марте там рухнул подвесной потолок вместе со светильниками, и только по счастливой случайности никто не пострадал.
— Проектно-сметная документация, утвержденная почти 20 лет назад, устаревает год от года, вводятся новые санитарно-эпидемиологические требования, которым должно соответствовать лечебное учреждение, — говорит главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко. — Оборудование, предусмотренное проектом, морально и материально стареет еще быстрее. Устарело и само здание. Необходимы бесконечные пересмотры проектно-сметной документации, а это, в свою очередь, требует дополнительного финансирования.
Долгострой не только устаревает, но и разворовывается. Михаил Литвин рассказал, что недавно была выявлена пропажа части оборудования, которая предположительно произошла в 2008 году, когда возникли проблемы во взаимоотношениях между генеральным подрядчиком и заказчиком, и объект некоторое время находился без присмотра. Сейчас готовятся обращения в правоохранительные органы, однако генеральный подрядчик готов за счет собственных средств восстановить утраченное.
По словам Виктории Дворниченко, потолок упал в отделении, где не было людей, но ведь часть здания уже работает, и там есть пациенты. Кроме того, врачи вынуждены принимать в корпусе, где не работает вентиляция. По последним данным, проектно-сметную документацию в рамках корректировки проекта, выполненного ОАО «Иркутскгипродорнии», по пусконаладочным работам системы вентиляции, Иркэкспертиза только рассматривает. Торги по устройству вентиляции в гистологической и цитологической лаборатории и наладочным работам по системам вентиляции блока А были отменены по жалобе ФАС Иркутской области. По словам генерального директора «Иркутскгипродорнии» Анатолия Косякова, в системе автоматической вентиляции блока А произошел сбой, поскольку за четыре года использования этого блока сотрудники медучреждения не эксплуатировали инженерные системы. Данный корпус начал использоваться без сдачи здания в эксплуатацию в 2008 году, а разрешение на его ввод получено только в июне 2012 года. Работы по вентиляции подрядчик намерен выполнить, когда на улице установится плюсовая температура.
Главврач подчеркивает, что всю ответственность за качество работы несет Управление капитального строительства вместе с Минстроем, которым в течение полутора лет не удалось заставить подрядчика — ОАО «Иркутскгипродорнии», — завершить объект. «Сначала не было финансирования, теперь финансирование есть, а вот контроля нет», — констатирует врач. А средства, в частности, по программе модернизации здравоохранения, выделены немалые. Заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Игорь Щеголев рассказал, что в 2011 году на объект в рамках программы модернизации здравоохранения потрачено 717 млн рублей. В 2013 году планируется потратить на завершение строительства 250,9 млн рублей. Получается, что деньги осваиваются, а результата все нет.
Может быть, поэтому для общественности этот объект секретный. Доступ туда ей наглухо закрыт. Журналистам удалось попасть в строящийся онкоцентр только вместе с депутатами Законодательного собрания, которые отправились туда после обвала потолка. Но прессе удалось увидеть только фойе, лифты и амфитеатр на третьем этаже. Возникает вопрос: что строители и врачи скрывают от общественности? И создается впечатление, что журналистов пригласили лишь за тем, чтобы депутатов показали по телевидению. Виктория Дворниченко не согласна с таким толкованием ситуации, по ее словам, онкоцентр открыт для прессы, только необходимо в отдельном порядке договориться о его посещении. На вопрос, почему журналистов туда привезли и практически никуда не пустили, было заявлено, что данный визит предполагался для освещения деятельности депутатов. Сказанное, собственно говоря, косвенно подтверждает версию о секретности.
Вместе с тем, в процессе строительства начали возбуждаться уголовные дела. Так, в октябре 2012-го Следственное управление СКР по Иркутской области возбудило уголовное дело в отношении руководителя областного Управления капитального строительства Павла Таюрского по факту нецелевого и неэффективного использования средств областного бюджета, из-за чего региональной казне нанесен ущерб в размере 48 млн рублей. Следствие установило, что УКС оплатило ОАО «Иркутскгипродорнии» за восстановление размороженной в период строительства системы отопления онкологического центра, но на самом деле данный вид работ должен был осуществляться за счет подрядчика.
Сейчас онкодиспансер ежедневно посещают 800—900 человек, которые приезжают со всех уголков области и соседних регионов. Им приходится ютиться в старом здании, построенном в 1968 году, с его узенькими коридорами и обветшавшими стенами. Строительство Восточно-Сибирского онкоцентра, которое было запланировано в 1995 году, пережило финансовые кризисы, неоднократную смену губернаторов, министров здравоохранения и министров строительства региона. К тому времени старое здание уже не соответствовало необходимым требованиям и не вмещало в себя всех пациентов. Был подготовлен и утвержден проект строительства, но в регионе средств на его реализацию не было. В мае 2002 года на объект, который находился в плачевном состоянии, зашло ОАО «Иркутскгипродорнии». Фундаменты, стены подвала, колонны первого этажа и перекрытия находились в аварийном состоянии. Тогда было принято решение выполнить корректировку морально устаревшего проекта, но средства на строительство объекта практически не выделялись, и периодически возникал вопрос о его консервации. Фактическое строительство началось только в 2006 году, а полноценное финансирование появилось лишь в 2011 году, когда область попала в программу модернизации здравоохранения.
Более четырех лет назад в недостроенный корпус А переехали операционная и реанимация. Сейчас начали переезд все службы, необходимо завершить установку оборудования, подготовку специалистов. Здесь разместятся лаборатория, рентген, пищеблок, прачечная, регистратура, поликлиника на 800 посещений в день, шесть стационарных отделений на 240 коек, 10 операционных, три реанимации на 45 коек, централизованное стерилизационное отделение. Практически готовы еще пять операционных и современное эндоскопическое отделение. До конца 2013 года в рамках программы модернизации здравоохранения должно завершиться строительство пансионата на 150 мест, для пациентов, приехавших издалека на обследование и лечение.
Все это еще только предстоит сделать, однако Виктория Дворниченко уже заявляет о новом громком проекте, требующем миллиардных затрат. Сейчас проектно-сметная документация проходит экспертизу, и уже в конце этого года должно начаться строительство радиологического корпуса, который планируется завершить в течение двух с половиной лет. В областной долгосрочной целевой программе «О мерах по профилактике и раннему выявлению злокачественных опухолей на 2013—2017 годы» предусмотрено приобретение оборудования для оснащения радиологического корпуса. По заявлению Дворниченко, это будет Ядерный центр Иркутской области сметной стоимостью 4,5 млрд рублей, на базе которого будет находиться радиологическое отделение для лучевой терапии, позитронно-эмиссионный томограф, радионуклидная диагностика, радиотерапия, операционные. Между тем федеральный бюджет пока предполагает выделение 1 млрд рублей. Даже если в дальнейшем найдется финансирование на весь объект, как будут осваиваться эти деньги, видно уже из опыта строительства онкоцентра. Создается впечатление, что главврачу понравилось плодить долгострои и долгие годы жить с красивой идеей строительства. Как отмечает Виктория Дворниченко, врач лечит и организует лечебный процесс, а не занимается строительством и финансированием строительных работ. По ее словам, врач может только выступить с инициативой строительства медучреждения, защитить проект, а потом в его обязанности входит только принятие уже готового объекта, а здесь получается, что главврачу приходится быть еще и прорабом. Все это так. Но реальность такова, что автор идеи несет ответственность за ее воплощение, а если идея не реализована в течение 18 лет или реализована не так, как задумывалось, то создается впечатление, что процесс был нужен для каких-то иных целей.
Можно, конечно, строить какие угодно планы по освоению средств, однако правительству региона сейчас явно не до этого.
— Подрядчик заменил два резервных двигателя вентиляционной камеры, приобретены тележки для перевозки белья, предоставлены соответствующие сертификаты соответствия и безопасности на оборудование и мебель, — сообщил министр строительства, дорожного хозяйства Приангарья Михаил Литвин. — Устранены замечания по результатам обследования медицинских газов, произведено тестирование структурированных кабельных сетей, сейчас заканчиваются работы по пуску вычислительной техники, серверной и телефонизации, производится промывка трубопровода. Подрядчик проверил и укрепил все светильники, что в свою очередь проверила комиссия Управления капитального строительства Приангарья. Сейчас самой большой проблемой является работа по пуско-наладке системы вентиляции.
Как говорится, каждому свое. Кто о великом, а кто о бренном. Долгие годы рождение онкоцентра было у всех на слуху. Благородное дело выродилось в какой-то поднадоевший фарс со сменой подрядчиков и министров строительства. А само здание начало ветшать, приходить в негодность и терять актуальность с точки зрения научно-технического прогресса и медицинской науки. Отвечать за это сегодня, как это и водится, некому, а Минстрою и УКСу придется поднапрячься, чтобы получить хоть какой-то результат. И не факт, что их усилия увенчаются благодарностью потомков. Зато в течение 18 лет определенная группа людей прилагала очень много усилий по освоению немалого количества средств и поднимала это на щит своих успехов. Строили, строили и, наконец, построили.