Оппозиционеру не удается покинуть родину
В понедельник, 11 февраля, в Иркутск прибыл руководитель следственной группы Следственного комитета РФ по делу участника Левого фронта Леонида Развозжаева Рустам Габдуллин для проведения следственных мероприятий. А на прошлой неделе попасть к оппозиционеру пытался депутат Государственной думы РФ Илья Пономарев.
— Рустам Габдуллин позвонил мне и сказал, что с 13.00 11 февраля будет проводить следственные мероприятия в СИЗО-1, где содержится Леонид Развозжаев — рассказал Вячеслав Иванец. — Вероятно, он проводит допрос Леонида.
Между тем на прошлой неделе к Леониду Развозжаеву не пустили депутата Госдумы Илью Пономарева, помощником которого является задержанный оппозиционер.
— К Леониду меня не пустили, зато дали возможность пообщаться с его сокамерниками, руководством изолятора, оценить условия содержания, — рассказал депутат. — В частности, мне рассказали, что от Следственного комитета РФ в СИЗО-1 поступил запрос о возможности этапирования Развозжаева в Москву по состоянию его здоровья. Руководство следственного изолятора ответило, что это возможно, так что теперь ожидаем только отмашки из столицы.
Как рассказал Илья Пономарев, решение приехать в Иркутск он принял непосредственно накануне поездки, после того как ему сообщили о задержании в СИЗО адвоката Развозжаева Вячеслава Иванца, который, по версии органов исправительной системы, пытался пронести своему подзащитному сотовый телефон.
— 5 февраля адвокат зашел на территорию СИЗО, и на КПП оставил личные вещи в ячейке. На вопрос о наличии запрещенных к проносу предметов — оружия, наркотических средств и сотовой связи — ответил отрицательно, — рассказали в пресс-службе ГУФСИН по Иркутской области. — При проходе через рамку металлодетектора он выложил из кармана связку ключей, а оставшийся в кармане телефон был пластиковым, поэтому оборудование, срабатывающее в первую очередь на холодное и огнестрельное оружие, не «зазвенело». Но на втором КПП — перед следственными кабинетами — детектор сработал.
По данному факту ГУФСИН Приангарья направил мировому судье документы о привлечении адвоката к административной ответственности.
Между тем сам Вячеслав Иванец факт нарушения отрицает. «Никакого задержания не было, как не было и административного правонарушения, протокол никто не составлял, — заявил Вячеслав Иванец. — Я забыл мобильный в кармане пальто, в котором также находились ключи, но на первом КПП на них почему-то не сработала рамка металлодетектора. На втором посту, собираясь достать пропуск, я обнаружил, что забыл в кармане мобильный и хотел вернуться сдать его, но из элементарной человеческой забывчивости раздули невесть что. Очевидно, что все произошедшее ни что иное, как кампания по дискредитации оппозиции».
В свою очередь, адвокат и сам намерен обратиться в суд с иском в отношении следственного изолятора о возмещении морального вреда. Кроме того, в ГУФСИН России по Приангарью он подал жалобу на незаконные действия сотрудников СИЗО по изъятию и удержанию его имущества.
Илья Пономарев также уверен, что инцидент с телефоном — недоразумение. «В изоляторе в половине камер, в том числе в той, где содержится Развозжаев, установлены видеокамеры, так что он в любом случае не смог бы воспользоваться телефоном так, чтобы об этом не узнали сотрудники исправительной системы», — пояснил депутат.
В целом, Илья Пономарев положительно оценил условия содержания следственно-арестованных в СИЗО-1 Иркутска. «С технической точки зрения СИЗО произвело благоприятное впечатление, в этом отношении изолятор даже превосходит московский изолятор Лефортово, — рассказал депутат. — Более половины камер оснащены видеокамерами вместо традиционных глазков. При этом скученность в камерах больше. В Лефортово все камеры двухместные, а здесь самая маленькая камера — четырехместная, есть и 16-, и 20-местные. Надо отметить, что в изоляторе чисто, нет разрухи, из окон не дует».
Сейчас сторонники Развозжаева активно работают над его переводом в Москву. «Никакие следственные действия сейчас не ведутся. Сейчас к Леониду допускают только адвокатов, — рассказал Илья Пономарев. — Наша главная задача — перевести Леонида в Москву и успокоить его, потому что дело не стоит выеденного яйца. Если бы у следствия действительно были какие-то доказательства нарушения закона, то он бы уже был осужден по делу об «Анатомии протеста», а остальные дела даже не возбуждались бы».
А Вячеслав Иванец сообщил, что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу по делу Развозжаева, причем рассмотрит ее в порядке экстраординарного реагирования, то есть в ускоренные сроки. «Европейский суд по правам человека очень редко рассматривает дела в особом порядке, — подчеркнул Вячеслав Иванец. — Жалоба касается ситуации в целом: это и похищение, и задержание и пытки».