Охота пуще неволи
Между усольскими охотниками и областными чиновниками развернулась нешуточная борьба за земли и живность. Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области намерена изъять у Усольского районного отделения областной общественной организации охотников и рыболовов лицензию на право пользования угодьями на площади более 550 га. Иск службы об отзыве лицензии областной Арбитражный суд должен рассмотреть 12 февраля 2013 года. Свои действия служба объясняет тем, что на основании указа губернатора Иркутской области от 25 июля этого года этим угодьям изменен статус, теперь они стали угодьями общего пользования и перешли под юрисдикцию областного ведомства. Смена статуса лишила усольчан права распоряжаться этими угодьями и, соответственно, оставила их без доходов. Поэтому общество охотников обратилось в Иркутский областной суд с требованием признать отдельные положения указа губернатора Иркутской области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2013 года», противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.
«Из Минприроды пришли лимиты, в которых было четко указано, что Усольскому обществу предоставляется право пользования этими угодьями, однако служба, не проводя никаких согласований, включила в указ губернатора эти земли в статусе общего пользования», — рассказал председатель общества охотников и рыболовов Усольского района Александр Пономарев.
До июля прошлого года эти угодья были закреплены за усольскими охотниками, которые имели право на выдачу разрешений на добычу зверей, за счет чего и жили. Вырученные средства шли на оплату егерям, обустройство территории. Председатель подчеркнул, что сложившаяся ситуация, по сути, привела общество к банкротству. Ведь выдача разрешений — это основной доход организации, которая в свое время добилась того, что угодья стали одними из лучших в регионе. Охотники за последние годы серьезно восстановили поголовье зверей, везде установлены видеорегистраторы, которые фиксируют многочисленную живность, территория разделена на зоны, за которыми следят егеря, везде установлены кормушки, а браконьеров сюда не пускают. При этом истрачено огромное количество денег на обустройство дорог, строительство зимовий.
Сейчас, по словам Александра Пономарева, работники отправлены в бессрочный отпуск. Егеря продолжают работать, но исключительно на собственном энтузиазме. Ущерб для усольских охотников составил почти 2 млн рублей. Эти земли охотники получили в 2007 году по договору пользования, тогда же была получена бесплатная лицензия на 25 лет. Все бы хорошо, и даже учитывая нововведения в закон об охоте, общество могло пользоваться землями до 2017 года, а потом по приоритетному праву получить в пользование 450 га так старательно выхоженных угодий. Но служба отказалась оформлять охотохозяйственное соглашение с обществом охотников и рыболовов Усольского района, ссылаясь на то, что ранее не был оформлен договор. При этом этот самый договор должна была оформлять все та же служба, но никаких шагов в этом направлении ею предпринято не было.
Александр Пономарев рассказал, что помимо того что земли перешли в общее пользование, квота на добычу животных для Усольского района, которая была утверждена все тем же указом губернатора, была искусственно занижена и установлена без согласования с уполномоченным федеральным органом и без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Возникает вопрос, знал ли только что приступивший тогда к делам губернатор, что подписывает проект указа, не отвечающий требованиям федерального законодательства. Этот пункт общество охотников обжаловало в суде, который отменил своим решением действие названных пунктов указа губернатора с момента вступления в силу решения суда. Приговор был вынесен еще в начале декабря, но служба, в последний день обжаловала его, подав апелляцию в Верховный суд.
«Действия службы — это полное безобразие! — возмущается председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. — Даже после решения областного суда ее директор Андрей Николаев, который в своих действиях не прав, продолжает судебные тяжбы, что существенно затягивает вопрос с принятием решения. Мы проводили совещание совместно со службой, Министерством природных ресурсов, заместителем председателя правительства Иркутской области Максимом Безрядиным, но Николаев, на мой взгляд, занял не государственную позицию, заявив, что служба напрямую подчиняется только губернатору, который по этому вопросу поручений не дает, а министерство и Законодательное собрание на нее влияния не имеет. Теперь же служба во главе с Андреем Николаевым пытается через суд изъять у общества лицензию на пользование угодьями в Усольском районе, хотя ее сроки еще не истекли».
Если Верховный суд примет положительное решение по апелляции службы по охране и использованию животного мира, охотничьи угодья в дальнейшем могут быть выставлены на аукцион, поскольку они получили статус земель общего пользования. Согласно законодательству, землю можно предоставлять в пользование на срок до 49 лет. После проведения конкурса выигравшая организация должна будет взять на себя обязательства по сохранению и охране животного мира, но получит право вести там коммерческую деятельность по организации охоты и выдаче путевок желающим раскошелиться за порцию адреналина.
Из всего этого можно сделать вывод, что угодья усольских охотников, которые те возделывали для себя на протяжении многих лет, за счет чего и существовали, кто-то присмотрел для своих долговременных коммерческих целей. Неплохой, между прочим, бизнес, практически заповедная зона недалеко от Иркутска. Сам Андрей Николаев от комментариев отказался, заявив, что будет разговаривать только после 12 февраля, когда Арбитражный суд примет решение по иску об отзыве лицензии у усольского общества охотников.