Вокзальный тупик
В 2007 году правительство РФ утвердило концепцию эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов, согласно которой они должны стать современными транспортно-пересадочными узлами с общественно-деловой функцией, быть доступными для маломобильных групп населения и так далее. В первую очередь реконструкции, которая будет осуществляться до 2015 года, попал 81 вокзал, в частности, вокзалы в Иркутске, Братске и Ангарске.
В 2010 году на Байкальском экономическом форуме было подписано соглашение между администрацией Иркутска, правительством Приангарья и ОАО «РЖД» о разработке проекта по созданию транспортно-пересадочного узла на базе иркутского железнодорожного вокзала. Конкурс на разработку проекта выиграл Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».
— В архитектурном плане мы получили очень интересный проект, но он был слабо связан с существующими реалиями города, — рассказал глава комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Девочкин. — Разработчики предлагали соединить транспортный узел двумя конкордами, проходящими с горы, расположенной напротив вокзала, через железнодорожные пути, через здание вокзала к речному вокзалу, который должен там образоваться. А гора напротив вокзала должна быть практически вся срыта, и на этом месте, на площади 800 тыс. кв. м должны расположиться торгово-развлекательные площади.
В феврале этого года данный проект был представлен на суд Градостроительного совета при губернаторе Иркутской области, который указал на необходимость его доработки в части усиления социальной функции. Кроме того, на горе, где предлагалось разместить торгово-развлекательные площади, были найдены останки пещерного волка и древние захоронения, которым 9 тыс. лет, что само собой создает проблемы для строительства на данной территории. Даже если оно окажется возможным, застройщикам придется проводить глубокие археологические раскопки, что значительно увеличит цену строительства.
Однако и сам проект транспортных развязок, предложенный проектировщиками, оказался слишком фантастическим. «Проектировщики «Гипрогора» предлагали построить транспортную развязку с тоннелем от Нового ангарского моста до Ленинского округа, — рассказал начальник Восточно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов Александр Синеев. — Это масштабное предложение стоимостью несколько миллиардов».
В связи с этим администрация города для транспортной разгрузки в районе вокзала предложила найти варианты «попроще».
— Основная причина пробок там — маршрутки и частные извозчики, — пояснил Евгений Девочкин. — В настоящий момент мы планируем создать для них небольшой автовокзал напротив трамвайного кольца. Часть земельных участков там принадлежит муниципалитету, часть находится в аренде, некоторые — в частных руках. Кроме того, киоски на привокзальной площади также будут убраны.
Однако пресловутые киоски стали камнем преткновения в вопросе наведения порядка на привокзальной площади. Предприниматели категорически против переезда и твердо настроены отстаивать занимаемое место.
— Они обратились в Четвертый Арбитражный апелляционный суд в Чите и выиграли, — сообщил председатель комитета по экономике городской администрации Алексей Альмухамедов. — Мы подали кассацию, теперь ждем решения.
Похоже, что это заявление стало последней каплей, после которой депутаты обрушились на администрацию с критикой.
— А что будет, если они опять выиграют? Тогда вообще вся ваша концепция рушится! — возмутился депутат Дмитрий Жарий. — Если не будут убраны киоски, не освободится площадь, нельзя будет расширить дороги и поставить ограждение между трамвайными путями, которое помешало бы автомобилями выезжать на пути для разворота. С этих киосков и начинается весь бардак на привокзальной площади!
— Мне вообще непонятно, почему это называется транспортно-пересадочным узлом, — отметил депутат Юрий Коренев. — Получается, что гору трогать нельзя, потому что там нашли пещерного волка, и это памятник. Площадь в сторону Ангары не расширишь – там железная дорога. Предложение «Гипрогора» о навесной дороге вы отвергли. А что вообще можно сделать-то? В самом вокзале планируется масштабная реконструкция, но это не сыграет никакой роли в вопросе снижения транспортной напряженности. Надо думать и об эстакаде, и о подземной части. Понятно, что это дорого и город один не потянет, значит надо привлекать региональную власть, вступать в программы. А это просто разговоры ни о чем.
Оказалось, что и более реальные проекты, чем строительство развязок, в существующих условиях осуществить маловероятно. Так, депутат Олег Геевский предложил построить дорогу между Глазковским мостом и плотиной вдоль Ангары и железной дороги. Однако оказалось, что этот участок слишком узкий. «Для того чтобы строить там дорогу, необходимо проводить берегоукрепление, — пояснил Евгений Девочкин. — Мы пытались войти в федеральную программу по защите озера Байкал, но не попали в нее, так как она рассчитана только на защиту жилых строений от воды. Тем не менее, мы рассматриваем возможность участия в других программах».
Другой депутат, Алексей Колмаков, предложил и вовсе перенести Центральный вокзал на станцию Иркутск-Сортировочный в Ново-Ленино, загрузка которой, в отличие от Иркутска-Пассажирского, соответствует ее пропускной способности. Однако и эту идею быстро отвергли, пояснив, что в этом случае придется организовывать доставку пассажиров в центр города.
Между тем «РЖД» со своей стороны подготовку к реконструкции вокзала выполняет по графику. По словам Александра Синеева, уже в первом квартале следующего года планируется получить заключение госэкспертизы на проект реконструкции. Таким образом, вопрос транспортной разгрузки привокзальной площади должен быть решен к лету 2013 года. Однако депутаты решили пока не бить во все колокола, а дать мэрии еще несколько месяцев на решение этой задачи.
— Мы не увидели путей выхода из этой ситуации, поэтому пусть администрация продолжит работу, — подытожил заместитель председателя думы Александр Ханхалаев.