Образовательная наседка
- А общественная палата обсуждала вопрос введения ЕГЭ? А двухуровневой системы высшего образования? Где была общественность, когда два года назад обсуждался проект федерального закона «Об образовании»? – согласился c этим мнением ученый секретарь совета ректоров Иркутской области Виктор Чебунин. – О проведении мониторинга вузов было заявлено еще в мае, но все мы сидели и ждали, рассудив, что наша хата с краю и нас это не коснется.
Позицию невмешательства выбрали и многие студенты. Хотя педагоги напирают на то, что вузы жизненно важны для всего населения Иркутской области, в особенности, для светлого будущего грядущих поколений, реальная ситуация показывает отсутствие сплоченности и желания помогать попавшим в беду товарищам, особенно со стороны тех, у кого все сложилось относительно благополучно.
- Мы провели опрос среди студентов Иркутского государственного университета, Байкальского государственного университета экономики и права и Иркутского государственного технического университета, которые были признаны эффективными, на тему готовности поддержать неэффективные вузы, - рассказал председатель студенческой профсоюзной организации ИГУ Александр Манзула. – Активно бороться за эти вузы готовы только 56% опрошенных, еще 43% заявили, что им все равно.
Несмотря на то, что тема круглого стола была заявлена как «Высшее образование Иркутска: вызовы и действия» речь шла только о спасении конкретных вузов, и под действиями почти никто из присутствовавших не имел в виду вопросы повышения качества образования и неотвратимости реформирования структуры вузов, даже в случае, если все они будут сохранены.
- Важно сохранить самостоятельность вузов, не сливать их с другими, если речь идет о реорганизации – ради бога, можно реорганизовать какие-то факультеты, провести внутреннюю реорганизацию, - отметил Виктор Чебунин, однако сразу осекся, поскольку даже это замечание вызвало в зале недовольный гул. – Я не буду сейчас вступать в дискуссии на эту тему, не хочу вызвать упреки в свою сторону.
При этом педагоги в вопросе сохранении вузов возлагают большие надежды и на региональную власть. В частности, все с нетерпением ждут результатов встреч губернатора Сергея Ерощенко с представителями правительства РФ, которые состоялись на прошлой неделе. Однако все забывают, что глава региона, обещая вузам поддержку, неоднократно говорил о необходимости их реформирования.
- К сожалению, сегодняшнее состояние этих вузов не может никого устраивать, - заявил Сергей Ерощенко после опубликования результатов мониторинга Министерства образования и науки РФ. – Студенты должны приходить в институт, который имеет будущее, получать определенную квалификацию. Наука и образовательный процесс должны стать во главу работы образовательного учреждения.
Похоже, что такой позиции придерживаются не все. Так, в своем эмоциональном выступлении профессор кафедры литературы ВСГАО Ольга Юрьева на первое место поставила социальную роль университета.
- Многие обеспокоены тем, что если вузы закроют, молодежь потянется в другие регионы. Но в нашем вузе учатся в основном дети бюджетников, дети из сельской местности, которые до Иркутска-то еле доехали, подумайте, что будет с ними! – подчеркнула профессор. – Мы обеспечиваем их высокими стипендиями, общежитиями. Власть должна понимать, что мы выполняем роль социального буфера для неокрепших душой, умом и телом детей. Да, пусть они не все идут работать по специальности, но они становятся сформировавшимися личностями. Высшее образование еще никого не портило.
По мнению Ольги Юрьевой, оставшаяся без высшего образования молодежь встанет на путь преступности. «Большинство из них выйдут на улицу, в подворотню, они обратятся к наркотикам, они возьмутся за биты, - заявила она. – Так что если уж закрывать вузы, то надо заранее строить тюрьмы и лагеря. Могут получить новый всплеск популярности идеи сепаратизма. Почему власть этого не боится?»
Жуткие перспективы, обрисованные преподавателем ВСГАО, действительно пугают, но возникает вопрос, причем тут высшее образование? А среднее образование, которое во всем мире сегодня так популярно, оно вообще уже со счетов сброшено? Может в этом-то как раз и проблема, что руководство вузов слишком буквально понимая значение выражения «alma mater», напрочь забыло о том, что вуз – это не старшая группа детского сада, а заведение, в котором взрослого уже человека учат профессиональным навыкам. Зачем вузы, взваливают на себя роль воспитательного инкубатора, когда главная их задача – формирование системы знаний и подготовка кадров. А проблемы, о которых говорит уважаемый профессор, решаются не за счет того, что инфантильному недорослю обеспечили место на студенческой скамье, общежитие и высокую стипендию за счет средств налогоплательщиков. Эти проблемы необходимо решать посредством создания рабочих мест в экономике, действующей системы социальных лифтов, массовым вводом жилья, созданием условий для самореализации и формированием социальной перспективы. Когда у молодого человека будет по-настоящему открытая дорога в будущее, а не сомнительная корка на руках, с которой на работу не возьмут, никакой преступности и наркомании в обществе не будет. А наркоманом вполне можно и на студенческой скамье стать, случаи такие встречались. И согласно логике профессора, все кто, без высшего образования, стало быть – преступник и наркоман?
Извращенное понимание функций высшей школы уже привело к тому, что сегодня многие родители используют учебные заведения, чтобы хоть чем-то занять своих детей. «Получается, что родители платят деньги, чтобы ребенок провел время в вузе и получил корочку, свидетельствующую о его определенном социальном статусе, хотя на самом деле, никакого статуса она не дает», - пояснил «МК Байкал» директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования, доктор философских наук Виктор Колесников.
Этот факт подтверждается тем, что выпускники вузов зачастую не хотят работать по специальности.
- По данным на 1 января этого года, в Иркутской области было открыто 596 вакансий для специалистов с педагогическим образованием. По данным на 28 ноября, открыто 865 таких вакансий – это маленькая армия, - рассказала начальник отдела профессионального обучения службы занятости Иркутской области Любовь Григорьева. – И это несмотря на то, что в течение 11 месяцев были трудоустроены 2,26 тыс. педагогов.
При этом, по официальным данным педакадемии, около 90% всех ее выпускников успешно трудоустроились, причем более 70% из них – в образовательных учреждениях Иркутской области. По сути, это означает, что кадры, подготовленные ВСГАО, востребованы и приносят пользу региону. Возникает вопрос, где же работают все эти выпускники, если острый дефицит кадров не только не исчезает, но только растет.
Можно предположить, что число выпускаемых молодых специалистов просто не удовлетворяет потребности региона в подготовке учителей, и возможно стоит вообще увеличить набор абитуриентов на педагогические специальности вместо того, чтобы реорганизовывать вуз. Однако сами представители образовательного сообщества отмечают, что молодых специалистов в школах почти нет.
- В нашей школе работает пять педагогов, которым за 60, двадцать учителей старше 50, - рассказала заместитель директора по научно-методической работе средней школы №24 Ангарска Ольга Воронова. – В возрасте от 40 до 50 – 20 учителей, одному – 33 года, и только три преподавателя моложе 30. И я хочу отметить, что очередь из желающих работать на пороге не стоит. И учителя вынуждены работать на полторы-две ставки. А это значит, что вакансий на самом деле намного больше.
Пугает педагогов и то, что уменьшение числа вузов в Приангарье приведет к тому, что молодежь станет уезжать в попытке получить высшее образование в других регионах. Однако стоит помнить о том, что реорганизация вузов коснется не только Иркутской области, но и всей России. А в этом случае такое бегство теряет смысл, поскольку и в других регионах выпускников никто не ждет.
Между тем ни для кого не является секретом острая нехватка кадров рабочих профессий. Желающих идти работать на стройку – катастрофически мало, зато любителей поругать выходцев из Средней Азии, занимающих эти рабочие места – пруд пруди. Недавно региональное правительство заявило о намерении сократить квоту иностранных рабочих на следующий год в два раза, предоставив эти рабочие места бойцам студенческих стройотрядов.
Почему-то многие считают ниже своего достоинства пойти учиться в колледж или училище, не осознавая, что директорами и начальниками все быть не могут и что нет ничего постыдного в том, чтобы овладеть рабочей специальностью. Молодые люди действительно могут выйти на улицы с битами, но не по причине реорганизации вузов, а по причине отсутствия рабочих мест.
Абсурд, но большое число выпускников высших учебных заведений привело не к росту образованности в обществе, а, наоборот, к бескультурью и безграмотности, привело к тому, что вузы выпускают слишком много совершенно бесполезных специалистов, с непомерными амбициями. И положительного в этом можно найти только одно – после такого обучения они ни на что не способны, поэтому и с битами никуда не выйдут.