Мост в нирвану
Иркутский губернатор Сергей Ерощенко высмеял проекты формирования туристско-рекреационных кластеров в поселках Листвянка и Порт Байкал, которые на Градостроительном совете при главе региона представили мэры Иркутского и Слюдянского районов. Своими грандиозными — почти на грани фантастики — планами главам территорий не удалось заморочить голову губернатору. Своей бойкой критикой он дал понять, что в предложенных проектах разглядел схему прикрытия афер с землями и теми инвестициями, которые будут направляться на реализацию планов. Интересно, что прыть в обсуждении темы проявил только губернатор. Другие участники заседания, в том числе строители, недавно костерившие главу региона за то, что он не созывает Градсовет, инертно отнеслись к цели собрания, безропотно проглотив небылицы.
Патетические, почти безумные россказни мэров Иркутского и Слюдянского районов Игоря Наумова и Андрея Должикова о будущем байкальских поселков Листвянка и Порт Байкал больше походили на старательное пускание пыли в глаза, чем на реальные перспективы. Воображение глав территорий оказалось настолько бурным, что их фантазии, видимо, даже не удалось выразить в картинках, как это недавно сделал руководитель Дорожной службы Иркутской области Андрей Кайдаш. Защищая программу развития предприятия в региональном правительстве, для пущей убедительности он не поскупился на иллюстрации, которые, впрочем, только нервировали чиновников.
Зато у мэров информационное наполнение проектов оказалось настолько фееричным, что, похоже, заворожило многих участников заседания. Игорь Наумов внушал, что в результате исполнения проекта по формированию туристско-рекреационного кластера Листвянка из базарной площади, битком набитой автомобилями, с пародией на набережную и пляж, с изношенным жильем, разваливающимся причалом и отсутствием полигонов для мусора к 2030 году превратится чуть ли не в опору туристической индустрии региона.
— Объем прибытий в поселок может составить более 1 млн человек в год, прогнозируемый объем налоговых поступлений – более 500 млн рублей в год, создание 8 тыс. новых рабочих мест, емкость рынка туристических услуг составит предварительно более 7 млрд рублей в год, — вдохновенно вещал мэр Иркутского района. — Реализация проекта позволит повысить инвестиционный рейтинг Иркутской области. Следствием будет приток инвестиций, активизация социально-экономической, политической, культурной жизни поселка и региона.
По словам Наумова, к 2026 году в Листвянке планируется расширить прибрежную территорию за счет отсыпки акватории Байкала. На полученной таким образом площади разместится бульвар со спортивными, концертными площадками. Пляж будет расширен и благоустроен, территория бывшей судоверфи имени Ярославского перевоплотится в рекреационную зону с высоким уровнем обслуживания.
Кроме того, светлое будущее Листвянки в воображении Игоря Наумова невозможно без вертолетной площадки, здания морского вокзала, реконструированного парома до поселка Порт Байкал, стоянок и причалов, водозабора, расширенной автотрассы Иркутск – Листвянка, четырехполосных поселковых улиц, велосипедных дорожек.
Впрочем, это не самые амбициозные идеи. Оказывается, в Иркутском районе подумывают о строительстве линии для скоростного трамвая Иркутск – Листвянка, о чем Игорь Наумов сначала скромно умолчал, но когда ему задали вопрос относительно развития общественного транспорта, раскололся:
— Да, у нас зарезервирована схема терпланирования трассы для прохождения скоростного трамвая от Иркутска до Листвянки.
По данным мэра, общая стоимость представленного проекта составляет 56,3 млрд рублей. Из них на строительство инженерной инфраструктуры нужно направить 15,9 млрд, транспортной – 2,8 млрд, жилых объектов и социальной инфраструктуры – 7 млрд, туристической – 30,5 млрд. что касается финансирования, то планируется привлечь как бюджетные деньги, так и частные инвестиции.
— На сегодняшний день в целях реализации предложений генерального плана необходимо переходить к подготовке рабочего проекта, что позволит попасть в федеральные программы, — подвел итог своему выступлению Игорь Наумов.
— Глобальный проект, шикарное развитие, — мечтательно протянул председатель правления Саморегулируемой организации строителей Байкальского региона Сергей Брилка и пустился во все тяжкие. — Почему бы не принять смелые решения: двух-, трехэтажные набережные. Это же значительно дешевле, чем отсыпать Байкал. Я думаю, архитекторам надо дать возможность пофантазировать.
Впрочем, окончательное коллективное помутнение рассудка у почтенной публики наступило после доклада мэра Слюдянского района Андрея Должикова, который представил сказочный проект туристического развития Порта Байкал. Помимо строительства гостиниц, яхт-клуба и прочих объектов туристической инфраструктуры там планируется соорудить канатную дорогу на 3 км до верхней отметки пика Черского, что в Листвянке, а также автомобильный мост через Ангару до поселка Никола протяженностью 500 м.
— Также предлагается построить два участка автомобильной дороги, — гипнотизировал аудиторию Должиков. — Это 38 км, необходимые для связи с областным центром, и 26 км — участок с выходом на Большой Луг, город Шелехов и далее на Слюдянку. Таким образом, мы говорим о развитии левобережной части Иркутского водохранилища, для которой предпочтительно развивать туристско-рекреационную деятельность, а транспортная сеть будет представлять замкнутое сообщение, так называемое кольцо.
Присутствовавший на Градсовете заместитель директора Института земной коры СО РАН Кирилл Леви воздержался от комментариев в адрес мэров, поскольку, по его признанию, заседание и так затянулось, зато уже на следующий день в разговоре с корреспондентом «МК Байкал» весьма горячо критиковал услышанное:
— Мост, конечно, можно построить, в Альпах же строят, хотя там тоже часто происходят землетрясения. Но Ангара судоходная. Поэтому нужно либо строить разводной мост, либо делать его очень высоким, но зачем он нужен, ведь в Порту Байкал делать нечего. Сидеть с успехом на берегу можно и в Листвянке. Это пустой проект, это просто мечты. И вообще, если строить мост, зачем нужен 38-километровый участок дороги между Портом Байкал и Иркутском?
Впрочем, и на самом Градсовете некоторые участники пытались внести рациональное зерно в обсуждение, но не совсем удачно.
— Вы планируете поставить мост через Ангару. Наверное, это разумно, — пошел на поводу у мэров почетный гражданин Иркутской области, ветеран строительной отрасли Валерий Игнатов. — Неразумно прокладывать вторую дорогу по левому берегу Ангары или водохранилищу до Иркутска. Это дорого и никому не надо. Зачем две дороги параллельные?
— Это только предложения! — тут же замахал руками губернатор Сергей Ерощенко. — Вопрос развития байкальских территорий уже много лет обсуждается. Подход должен быть другой. Если мы ничего в подходе не изменим, то, значит, мы все — участники хорошего промоушн-процесса, в который мэры нас вовлекут, мы народное творчество и свой талант проявим, люди реально нам поверят, разберут земли в Голоустном, Пади Крестовой, Листвянке. Я вам говорю как человек с огромным предпринимательским опытом, в том числе в туризме: делать в Листвянке нечего. Никаких миллионов туристов там не будет. Там дикая архитектура, ограниченное пространство. В Порт Байкал зачем эту дорогу? Это огромные деньги. Это нужно рассматривать лишь только как предложения. Не дай бог, чтобы люди сейчас поверили в реальность проекта. Они же действительно будут ждать, что мы сделаем эту трассу. Это просто идеи, ничего общего с реалиями нет. Я абсолютно серьезно говорю.
Однако главе региона не сразу удалось вывести аудиторию из экстаза. Так, внештатный советник губернатора, строитель Александр Битаров постарался защитить проект развития Листвянки:
— Безусловно, строительство дороги по левому берегу и строительство моста — сверхдорогостоящее мероприятие, как фантастическая идея хороша, но практически сегодня все-таки нереализуема. А вот по Листвянке не совсем соглашусь. Да, может быть, крутую туристско-рекреационную зону мы там не сделаем из-за ограниченности пространства, но туристы туда ездят и будут ездить, потому что это рядом с Иркутском.
— Александр Семенович, вы человек в туризме новый, — пустил шпильку Ерощенко. — Вы когда-то попытались гостиницу построить, но поняли, что она не нужна. Почему? Потому что гостиницы работают у нас два-три месяца. Когда вы соберете среднюю стоимость номера, сделаете мониторинг в Листвянке, вы поймете, что это не туристы приезжают, а люди, которые на выходные едут. А туристы скажут, что там делать нечего.
— Сергей Владимирович, вы меня не дослушали, воспользовавшись правом губернатора, — настаивал Битаров. — Я же согласился с вами, что пространство ограничено и серьезного туристического комплекса там создать не удастся. Но сегодня это наиболее приемлемый вариант развития небольшой территории. Развитие в целом Байкала, наверное, нужно вести в другом месте, но мы все говорим, а буряты уже построили особую экономическую зону. Мы же все продолжаем говорить. Я в этом плане Наумова поддержал бы. В Листвянке кое-что можно было бы сделать за три-четыре года.
Однако губернатор, регулярно критикующий Игоря Наумова за сомнительные операции с землей в Иркутском районе, судя по всему, не поверил в искренность его намерений создать в Листвянке туристический кластер. Сергей Ерощенко откровенно провел аналогию с городом Васюки, который Остап Бендер местным шахматистам обещал превратить в столицу СССР, всего мира, а потом и Вселенной. С завсегдатаев местного шахматного клуба известный литературный аферист собрал деньги, чтобы устроить межпланетный шахматный турнир, благодаря которому Васюки стали бы центром цивилизации. Однако идея провалилась, и Бендеру пришлось бежать из города.
Бессмертный литературный пример весьма очевидно просматривается в мэрских намерениях, только здесь фигурировать будут не жалкие грошики шахматистов, а миллиарды, в том числе бюджетные. «Вкладывать бюджетные деньги нужно в то, чем потом мы сможем отчитаться. Я именно поэтому спорю и ограждаю от этих Нью-Васюков, — солировал губернатор. — И если уж мэры рисуют проекты своей жизни, то в первую очередь они должны прекратить торговать землей, и ни одной пяди земли после того, как нарисовали Порт Байкал или Листвянку, не отдавать. А как только мы сейчас начнем участвовать в реализации проекта, люди пойдут покупать землю, цена на нее взлетит, и начнется процесс, который приведет в тупик. Мне уже страшно произносить «туристско-рекреационная зона». Для Иркутской области это какое-то завороженное понятие. Для нее здесь все есть, только ее таскают из угла в угол. Просто так рисуя циркулем территории, надеясь, что мы потом кого-то обдурим, мы угробим еще близлежащие города и уйдем в тупик».
— Если мы сейчас одобрим и поддержим представленные предложения, они пойдут рисовать дальше, — поймал губернаторскую волну Валерий Игнатов.
Таким образом, представленные мэрами Иркутского и Слюдянского районов проекты не прошли. Губернатор явно дал понять, что раскусил корыстные планы глав территорий и не позволит дурачить население, прикрываясь благородными целями. Интересно, что других, действительно дельных предложений и конструктивной критики от собравшихся не прозвучало. Даже Сергей Брилка и глава Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат, недавно рьяно нападавшие на губернатора за то, что он не собирает Градсовет, не проявили признаков адекватного восприятия реальности.
Светлана Латынина