БЦБК открещивается от грязи
Обменялись «любезностями»
«Нужно быть наивным дилетантом в области экологии, чтобы такие вопросы вообще поднимать, - отметил депутат Госдумы от Бурятии Михаил Слипенчук. - Я говорю, что необходимо ужесточить законодательство и запретить сброс сточных вод БЦБК в Байкал и никакой связи с Холоднинским месторождением, которое находится на расстоянии 80 км, это заявление не имеет».
Причиной для обмена «любезностями» между депутатом и руководством БЦБК стало направленное в начале мая премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву думской межфракционной группой «Байкал» предложения запретить Байкальскому ЦБК сбрасывать промышленные сточные воды в уникальное озеро. Отправление обращения сопровождалось 11 мая комментариями в прессе члена группы Михаила Слипенчука. «БЦБК наносит огромный ущерб экосистеме Байкала, - подчеркнул он. - Необходимо ставить вопрос не об очередном перепрофилировании, а об окончательном закрытии производства».
Руководство комбината на инициативу депутатов отреагировало не сразу. Только спустя десять дней пресс-служба БЦБК выдала сообщение, в котором представители предприятия обрушаются с критикой на Слипенчука. «Депутат красиво обосновывает свою якобы искреннюю заинтересованность об экологии Байкала, хотя на самом деле им движет совершенно другой интерес», - говорится в заявлении пресс-службы.
Представители комбината считают, что Слипенчук, как инициатор обращения к премьеру, следует хитрой тактике. Якобы «в случае закрытия БЦБК он получает имидж защитника экологии» и аккуратно лоббирует свои интересы, заключающиеся в получении разрешения на разработку принадлежащих структурам «Метрополя» полиметаллических месторождений Холоднинское и Озерное. Сейчас компания не может их осваивать, поскольку они находятся в границах Байкальской природной территории. «Намерения владельцев месторождений понятны: внести изменения в законодательство и «передвинуть» границу природоохранной территории», - уверены представители БЦБК.
Экологическая стычка
В то же время они удивляются, почему инициативу Слипенчука поддержали депутаты от Иркутской области, также входящие в межфракционную группу. Пресс-служба комбината отмечает, что запрет на сброс сточных вод в Байкал грозит остановкой градообразующего предприятия, и депутаты должны понимать, что рискует повториться ситуация 2008 года, когда по требованию Росприроднадзора был приостановлен выпуск беленой целлюлозы, и БЦБК перешел на производство менее рентабельной небеленой с использованием технологии замкнутого водооборота, которая полностью исключает выброс даже очищенных стоков в озеро. Злую шутку тогда сыграл еще экономический кризис, и к августу 2009 года численность работников БЦБК сократилась с 2 тыс. 300 до 1 тыс. 600 человек, а долги предприятия достигли 1,2 млрд рублей. Слюдянский район и город Байкальск тогда были поставлены на грань социально-экономической катастрофы.
Михаил Слипенчук в ответ на обвинения руководства БЦБК посоветовал его менеджерам «изучать экологию и больше работать с учеными, а не заниматься популизмом». «При условии закрытия БЦБК люди, работающие на нем не должны пострадать, это неоспоримый факт», - заявил депутат, предлагая на месте БЦБК создать, например, Центр экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий.
Комбинату требуется очистка
Экс-президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин усомнился в том, что обвинения руководства БЦБК в адрес Михаила Слипенчука объективны. «Защита Байкала - это гражданская позиция депутата, - уверен Алексей Козьмин. - Вряд ли в его действиях, направленных на охрану озера, прослеживаются коммерческие интересы. Слипенчук давно известен тем, что выступает в защиту Байкала, он даже создал благотворительный фонд, а слухи о том, что он хочет изменить границы Байкальской территории идут вразрез этому».
Между тем, по словам депутата Госдумы от Иркутской области Сергея Левченко, вообще все члены группы «Байкал» поддерживают закрытие комбината, загрязняющего Байкал, и все понимают необходимость трудоустройства около 1,5 тыс. человек, работающих сейчас на БЦБК. Собственно, задачами группы и является поиск безболезненного решения вопроса загрязнения Байкала стоками с целлюлозного комбината, отмечают депутаты.
Кстати, за скорейшее решение проблемы БЦБК на днях выступил и врио губернатора Приангарья Сергей Ерощенко. Он в свою очередь полагает, что предприятие можно сохранить, сделав его безвредным. Но если это сделать не получится, тогда БЦБК на Байкале не место. «Необходимы современные очистные сооружения, чтобы в результате своей деятельности БЦБК мог выбрасывать только пар, - отметил Сергей Ерощенко. - Для этого существуют современные технологии, по которым в Финляндии, например, работает 18 комбинатов».
Светлана Латынина