Узда для нефритовых дельцов
Криминальный камень
«Хищением нефрита в Бурятии
из распределенных и нераспределенных фондов занимаются не только физические
лица, но и целый ряд организаций, - рассказал министр природных ресурсов
республики Баир Ангаев. - При этом часто
такие действия имеют уголовный характер и совершаются с использованием оружия,
взрывчатых веществ и горной техники. В прошлом году на 75% выросло количество
уголовных дел, возбужденных по фактам хищения нефрита с месторождений, а также
разбойных нападений на нефритодобывающие предприятия».
Между тем, ежегодно растет и сумма
налогов, уплаченных нефритодобывающими предприятиями Бурятии. Так, в 2009 году
поступление налоговых доходов в бюджетную систему РФ от нефритовой отрасли
составило 50,9 млн рублей, из них 25,8 млн - в республиканский бюджет. В 2010
году эти показатели составили 67,6 млн и 36,7 млн, в прошлом году - 77,6 млн и
43,6 млн рублей соответственно. Вместе с тем, растет и объем нелегальной добычи
нефрита. В 2010-2011 годах сотрудниками МВД по Бурятии из незаконного оборота
изъято более 24 тонн камня, а за истекший период 2012 года изъято и передано на
хранение около 16 тонн.
Правительство Бурятии неоднократно обращалось в федеральные органы с предложениями создать на территории Бурятии единый таможенный пост по декларированию нефрита на всей территории РФ. В связи с этим в мае прошлого года Федеральная таможенная служба возложила на Улан-Удэнский таможенный пост Бурятской таможни обязанности по декларированию камня на территории Сибири. После этого основной объем нефрита стад декларироваться Уральскими и Дальневосточными таможенными управлениями, в то время как раньше экспорт осуществлялся в основном через таможни Сибирского управления.
Усмирить нелегальных добытчиков
Однако правительство республики настаивает на первоначальном варианте. В феврале нынешнего года президент Бурятии Вячеслав Наговицын снова поднял вопрос о создании единого таможенного поста по РФ в Бурятии, обратившись с этой инициативой к начальнику Сибирского таможенного управления Юрию Ладыгину, который пообещал довести просьбу до сведения главы Федеральной таможенной службы.
Другим важным фактором, который помог бы пресечь нелегальную добычу нефрита, является ужесточение наказаний за такие преступления. «Дело в том, что нефрит не относится к категории драгоценных камней, а значит его незаконная добыча, хранение и перевозка не являются уголовно-наказуемым деянием, - пояснили в пресс-службе МВД по Бурятии. -Руководство МВД предложило республиканскому правительству выступить с инициативой о принятии нормативного акта, регламентирующего порядок перевозки, оборота и продажи добытого нефрита на территории Бурятии, в том числе при его экспорте. При этом необходимо предусмотреть возможность расширения действий статьи 191 УК РФ о незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, введя тем самым уголовную ответственность за нелегальный оборот нефрита».
По словам Баира Ангаева, правительство региона совместно с другими заинтересованными органами уже прорабатывает предложения по ужесточению наказаний. Между тем злоумышленников нелегко привлечь даже к административной ответственности. «В прошлом году республиканское управление Росприроднадзора рассмотрело 22 дела, связанных с самовольным пользованием недрами, однако 12 из них были прекращены из-за отсутствия состава нарушения, - отметил министр природных ресурсов. - Дело в том, что согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, для привлечения к ответственности должен быть установлен сам факт извлечения камня из недр».
Под контролем властей
Как рассказали в пресс-службе администрации Окинского района, на прошлой неделе было проведено совещание по злободневной проблеме под председательством Вячеслава Наговицына, на котором был выработан ряд конкретных предложений по изменению ситуации к лучшему. «Помимо создания поста ФСБ на трассе Монды - Орлик в Окинском районе, планируется возобновить работу поста ДПС в местности Белый Иркут, - подчеркнули в пресс-службе. - Администрация района также намерена обратиться в МВД России с просьбой о выделении дополнительных штатных единиц для организации деятельности поста».
Помимо применения силовых методов, министерство природных ресурсов Бурятии также намерено добиться лицензирования всех месторождений нефрита в республике. «Это должно стать основным фактором декриминализации отрасли, - заявил Баир Ангаев. - Региональное правительство в конце прошлого года обратилось в Федеральное агентство по недропользованию по вопросу проведения в этом году торгов на участки без лицензий».
В настоящее время управление недропользования по Бурятии уточняет перечень всех месторождений, который будет направлен в Роснедра, после чего данные участки будут выставлены на торги.
Александрина Дмитриева