Байкалу угрожают птицы
Большой баклан, который почти исчез в XX веке на Байкале быстро восстанавливает свою популяцию. Как считают ученые, это может негативно сказаться на экосистеме озера. Бакланы, о стаях которых местные жители говорили как о «закрывающих Солнце», исчезли на Байкале в середине XX века. Птиц на озере почти не было около 40 лет. В последние пять-шесть лет баклан неожиданно вернулся не только в национальные парки, но и в другие места.
Как отмечает директор Забайкальского нацпарка Михаил Овдин, бакланы на Байкале рока селятся в относительно безлюдных местах. В частности, они обитают в Чивыркуйском заливе, где их численность достигает уже свыше 4,5 тысяч особей. По словам специалиста, баклан появился не только в Чивыркуйском заливе, он замечен и в дельте Селенги, и в дельте Баргузина, Верхней Ангары. Согласно подсчетам ученых, птице для питания нужно около килограмма рыбы в день. Рыбаки уже считают его главным «врагом» и говорят, что птица разбивает косяки омуля.
«В ближайшие годы, возможно, придется регулировать численность баклана», - отмечает Михаил Овдин. - Резкий рост численности бакланов связан в основном с тем, что они переселились с Торейских озер Забайкальского края, где оскудела их кормовая база».
Большой баклан не входит в Красную книгу России, но находится в Красной книге Бурятии в категории «Вид, находящийся под угрозой исчезновения». Это единственный вид (южная форма) из отряда веслоногие, отмеченный на территории Бурятии. Крупный баклан размером с гуся, весом до трех килограммов. Во второй половине XIX столетия был распространен по Восточной Сибири довольно широко, особенно на Байкале, где тысячные стаи отмечались в дельтах pек Баргузина и Селенги.
В то время на Чивыркуйском заливе бакланы гнездились почти на всех островах, три из которых назывались бакланьими. Бакланы кормятся различными видами рыб, ныряя и преследуя жертву под водой. Рыбоядные птицы Байкала, в том числе большой баклан, поедают ослабленных и больных особей рыб, поэтому положительно влияют на состояние популяций промысловых и непромысловых рыб и являются одним из звеньев их естественного отбора.
Егор Савостьянов