На хитрого кандидата довольно простоты
«Неработающая пенсионерка Людмила Корякова стала главным действующим лицом этих выборов, - не без иронии заявляет обозреватель газеты «Байкальские вести» Борис Самойлов. - Эта героическая женщина, которая на свою пенсию наняла московских адвокатов, заставила прокуратуру собирать материалы и добилась решения об отмене регистрации фаворита предвыборной гонки, стала самым главным политическим тяжеловесом иркутской политики».
Еще в начале февраля неработающую пенсионерку Людмилу Корякову, зарегистрированную в качестве кандидата на выборах мэра, называли не иначе как «технический кандидат». Некоторые политологи считали, что индекс ее узнаваемости вообще «вряд ли будет превышать значение нуля». Все изменилось с того момента, как она подала заявление в суд, требуя отменить регистрацию Антона Романова, посчитав, что в ходе избирательной кампании он нарушил законодательство.
«Во-первых, являясь социальными сотрудниками, представители Антона Романова, собирали подписи за его выдвижение в момент выдачи пенсий, что категорически запрещено законом, - сообщает представитель Людмилы Коряковой Альбина Гаджиева. - Во-вторых, имеется ряд серьезных оснований, по которым комиссия должна признать подписи недействительными».
Депутат Законодательного собрания Антон Романов объявился в качестве кандидата на пост мэра Иркутска, как гром среди ясного неба. Он первым уведомил избирком о намерении участвовать на правах самовыдвижения. Романов практически сразу объявил, что намерен противопоставить себя, «коренного иркутянина», «пришельцу». Так он неоднократно называл бывшего мэра Братска Сергея Серебренникова, которого в последних числах прошлого года партия «Единая Россия» утвердила единым кандидатом на выборах мэра города.
Однако личность и методы агитации Антона Романова, главным лозунгом агиткампании которого стало заявление «Справимся сами!», не всем пришлись по вкусу. Многие вспомнили, что в свое время он стал своего рода «киллером» Александра Тишанина, похоронив все конструктивные начинания бывшего губернатора Иркутской области, постоянными обвинениями его в коррупции. Уже через пять дней после регистрации Антона Романова 24 члена фракции «Единой России» в Законодательном собрании выступили со специальным обращением, где осудили своего коллегу за попытки создать негативный образ кандидату, утвержденному региональным отделением партии.
Стоит отметить, что первоначально Кировский районный суд отказал в удовлетворении искового заявления Людмиле Коряковой. Однако 26 февраля Иркутский областной суд отменил это решение, вернув дело на рассмотрение другому составу суда, которому потребовалось пять дней для выяснения всех обстоятельств.
В ходе судебного процесса к материалам дела были приобщены результаты прокурорской проверки, проведенной по заявлению Людмиле Коряковой, в ходе которой 180 подписей за Антона Романова были признаны недействительными. Ранее избирательная комиссия Иркутска в ходе выборочной проверки также признала недостоверными 71 подпись из 866 проверенных. Всего, как выяснилось в ходе судебного процесса, общее количество недействительных подписей составило 20% от общего числа проверенных подписей, что в два раза превышало лимит допустимый избирательным законодательством.
Таким образом, в борьбе за пост мэра Иркутска будут бороться только три кандидата: бывший мэр Братска Сергей Серебренников, кандидат от КПРФ, депутат регионального парламента Виктор Кондрашов и пенсионерка Людмила Корякова, добившаяся отмены регистрации Антона Романова.
Комментируя решение суда, Антон Романов заявил: «Безусловно, мы будем обжаловать это решение, а я должен объяснить своим избирателям, что происходит. Если мне не дадут возможности выступить в эфире, я подам заявку на проведение митинга. Скажу только одно: отмена моей регистрации лишает иркутян возможности проголосовать за своего кандидата в мэры, а также делает любого избранного мэра Иркутска нелегитимным в глазах иркутского общества. Мэр Иркутска, который будет выбран 14 марта, станет мэром раскола среди местной элиты и горожан».
Некоторые местные политологи обеспокоены тем обстоятельством, что тактическая победа противников Антона Романова будет иметь неблагоприятные последствия, несмотря на то, что она была достигнута законными методами. «Формально мы должны подчиняться букве закона, но с другой стороны, законы могут писать люди под себя или ситуацию, и такие законы не принимаются обществом, - заявляет политолог Сергей Беспалов. - Я сильно сомневаюсь, что решение Кировского суда будет принято обществом. С позиции выигравшей стороны все замечательно, одержана тактическая победа, но каковы будут стратегические последствия сказать сегодня крайне сложно. Очевидно одно - данное решение не способствует интересу избирателей к выборам».
Политолога Сергея Предеина удивляет то обстоятельство, что недовольные решением суда пытаются дать ему не правовую, а эмоциональную оценку. «Если в таком ключе обсуждать, то можно даже не брать во внимание тот факт, что суд принял законное решение, а сосредоточиться на морально-этических аспектах поведения кандидата Антона Романова во время предвыборной гонки, - заявил «ФедералПресс» иркутский политолог. - Если кандидат не считал зазорным использовать имя президента и губернатора в некорректной предвыборной агитации, то можно ли ожидать от него уважительного отношения к закону и избирателям на должности мэра. Предвыборная кампания Антона Романова была построена на краткосрочном скандале, и, похоже, что кому-то не нравится, что этими выборами в Иркутске будет поставлена точка политическим склокам и интригам местной элиты».
Впрочем, в Иркутске бытует мнение, что избиратели, собиравшиеся голосовать за Антона Романова, на самом деле выступали не столько за него и даже не против Сергея Серебренникова. «Многие собирались голосовать против самого факта процедуры назначения Сергея Серебренникова исполняющим обязанности главы администрации Иркутска, - подчеркивает председатель общественной организации «Народный контроль» Евгений Еремеев. - Им не понравилось тогда, что кто-то этот вопрос решил за них. Теперь им не нравится, что этот вопрос за них решил суд».
Ирина Савина, Федор Полеванов