Браконьерские страсти
Как отмечает руководитель Ангаро – Байкальского территориального управления Росрыболовства (ведомство курирует Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край) Михаил Воронов, в настоящее время издан приказ по запрету свободного лова рыбаками-любителями омуля на путях нерестовых миграций и местах нереста, ограничению доступа людей в водоохранную зону нерестовых рек, особенно на автотранспорте. Правило действует с 1 августа по 15 ноября. «По сути это должно ограничивать намерения недобросовестных граждан. Впрочем, несмотря на это, находятся «рыбаки», нарушающие запреты, да и к тому же использующие запрещенные орудия лова», - говорит он.
Всего с начала августа по 12 октября сотрудниками Ангаро-Байкальского теруправления Росрыболовства было задержано 604 нарушителя, у которых было изъято 299 штук сетей (общей длиной 14,6 км) и предъявлено исков на сумму 778,8 тыс. рублей. «В этом году мы еще регистрируем снижение нарушений, - замечает Михаил Воронов. - Это связано с тем, что мы адаптировались к новым правилам рыболовства, принятым в 2009 году, и совместно с органами МВД и другими структурами провели большую подготовительную и разъяснительную работу, в том числе среди населения».
Впрочем, выявленные факты браконьерства поражают масштабами и методами. Например, в начале октября на берегу реки Ина, инспекторами была остановлена и досмотрена машина, в которой обнаружили 333 сазана и электростанция для глушения рыбы. Ущерб от действий этих людей составил более 86 тыс. рублей. Использование электрошока особенно опасно тем, что убивает не только рыбу, но и все живое в радиусе его действия.
По словам сотрудников Росрыболовства, браконьеры зачастую оказываются весьма подкованы в техническом плане. На вооружение активно берут, все что можно. Это мобильная связь, устройства GPS-навигации, мощные лодочные моторы. «Это вообще вечная борьба: если на суше с нарушителями на мощной технике приходится бороться ГИБДД, то на воде – нам. Люди берут легкие лодки с сильными моторами, а со стороны рыбоохраны, это не секрет, не всегда есть технические средства, чтобы за ними угнаться, - говорит Михаил Воронов. - Да это и небезопасно, причем для обеих сторон. Поэтому мы идем по другому пути: в едином информационном поле усиливаем взаимодействие между всеми теми структурами».
Эксперты уверены - решить проблему с рыболовами-нарушителями на глобальном уровне можно, если в экономически неразвитых районах дать рабочие места населению. Запреты и штрафы, несмотря на их суровость, действуют пока не очень эффективно.
ФАКТ:
За незаконную добычу нерестовой рыбы предусмотрена уголовная и административная ответственность: по ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений» (штраф от 100 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы сроком до двух лет); по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил пользования объектами животного мира» (штраф от 1 до 2 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий лова).
Цифра:
На Байкале водится 56 видов рыб, однако, используются в промысле порядка 13 – 14 видов.
Ильдар Дамдинов