БЦБК снова в зоне конфликта
13.07.2012
На этой неделе уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин сообщил о том, что написал заявление в прокуратуру Приангарья по поводу массового сокращения работников Байкальского ЦБК.
На предприятии уверяют, что все требования законодательства были соблюдены, а произойдут ли сокращения, будет зависеть от Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Ведомство должно решить, продлевать ли комбинату разрешение на сброс стоков в Байкал.
Комбинат грозит увольнениями
«Своими непрофессиональными действиями, нарушающими, по мнению уполномоченного, международные обязательства России, природоохранное законодательство, конституционные права граждан, руководство ОАО «БЦБК» провоцирует массовые выступления людей, – заявили в аппарате уполномоченного по правам человека в Иркутской области. – Решение о массовом увольнении было принято в то время, когда идут консультации о дальнейшей судьбе комбината и города Байкальска. Не исключено, что такими действиями внешний управляющий пытается оказать давление на участников переговоров».
Как рассказали в пресс-службе БЦБК, 15 августа у предприятия истекает срок действия разрешения на пользование Байкалом, в том числе сброс в него промышленных стоков. Если Минприроды лицензию не продлит, с 16 августа комбинат будет вынужден прекратить работу. Готовиться к вероятной остановке на БЦБК начали заранее. На предприятии уже создана ликвидационная комиссия, руководство уведомило коллектив о возможном сокращении. Приказ об увольнении более 1,6 тыс. работников внешний управляющий подписал 5 июля.
Однако уполномоченный по правам человека в Иркутской области обнаружил нарушения трудового законодательства в действиях руководства комбината. «О массовом увольнении работников работодатель обязан был поставить в известность профсоюзный комитет и службу занятости не менее чем за три месяца, однако этого сделано не было», – заявил омбудсмен Валерий Лукин и обратился в прокуратуру региона.
Эксперты источают пессимизм
Между тем иркутские эксперты скептически относятся к планам российского правительства как по модернизации БЦБК, так и по его переводу на замкнутый водооборот. Сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова считает, что перепрофилировать предприятие, построенное еще в 1960-е годы, нереально. «Гораздо проще построить новое производство, чем модернизировать такое старое», – отметила она. Правда, по мнению эколога, новый комбинат на Байкале также не будет иметь перспектив. Ведь только в Иркутской области работает еще два целлюлозных производства, причем более крупных, чем БЦБК. Кроме того, подобные производства существуют и в соседних регионах.
Эксперты прогнозируют и весьма пессимистичное будущее для российской целлюлозной промышленности в целом, продукция которой уже на протяжении нескольких лет теряет конкурентоспособность. По словам аналитиков, доминировавшие в прошлом северные породы деревьев с мягкой древесиной, особенно хвойные, вытесняет древесина твердых пород, в частности более экономичный эвкалипт. Ведь ему для достижения необходимой зрелости достаточно пяти-семи лет, а для лесов средней полосы этот срок гораздо выше. Поэтому лидерство в производстве целлюлозы начинает переходить от северных стран к тропическим.
Не видят иркутские эксперты и возможности перевести БЦБК на замкнутый водооборот, ведь у предприятия уже есть печальный опыт работы по такой системе в 2008 году. Тогда Росприроднадзор потребовал прекратить сброс даже очищенных стоков в Байкал, и комбинат был вынужден прекратить выпуск беленой целлюлозы и перешел на производство менее рентабельной небеленой. Кроме того, в конце 2008 года истек срок действия разрешительной документации на работу комбината, и производство, сократившееся на фоне финансового кризиса, было приостановлено. В 2010 году комбинату разрешили сбрасывать стоки в озеро, и с июля производство было возобновлено.
Депутат Госдумы РФ от Иркутской области Сергей Левченко и директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев вовсе уверены, что переход БЦБК на замкнутый водооборот был фикцией, потому что из-за устаревшего оборудования сделать это попросту невозможно. Таким образом, иркутские эксперты видят лишь одно решение проблемы загрязнения уникального озера – это закрытие БЦБК и переориентирование Байкальска на туризм. Кстати, туристическая отрасль на Байкале во многом из-за работы комбината не может получить должного развития.
Туроператоры - за чистый Байкал
Как заявил председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко, инвесторы не соглашаются вкладывать деньги в создаваемую в Байкальске особую экономическую зону туристско-рекреационного типа. «Мы привозили сюда китайских предпринимателей, которые были готовы строить на территории ОЭЗ гостиницы, но захламленные берега Байкала, нечистый воздух и большая промзона отбили у них это желание», – рассказал Игорь Коваленко.
По мнению представителей турфирм Иркутской области, руководству страны необходимо выбрать, что развивать на Байкале: перспективный туризм или отсталую промышленность. Совместное их существование на берегах уникального озера невозможно. «Это как есть всухомятку и подавиться, не имея чистой воды. Так и наша туристическая отрасль будет влачить жалкое существование без чистого Байкала», – уверен директор туркомпании «Спутник-Байкал» Константин Мамаджанов.
Защитники Байкала в Приангарье вообще сомневаются, что собственники БЦБК – государство и компания «Континентальинвест» – перейдут от слов к действиям и предпримут хоть что-либо в отношении предприятия и защиты Байкала. По мнению Марины Рихвановой, Минприроды продлит в августе разрешение на сброс стоков в озеро. Ведь в 2010 году после простоя власти уже обещали, что комбинат будет запущен временно с последующей ликвидацией. «Складывается впечатление, что владельцы БЦБК просто хотят выжать из него все до последней копейки, пока он еще стоит», – полагает Марина Рихванова.
Светлана Латынина