Энергия без счета
Ни шатко, ни валко
«Энергосбережение стало модной темой, но часто она сводится к вкручиванию новых лампочек, - охарактеризовал ситуацию генеральный директор Некоммерческого партнерства «Национальное агентство по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии» Николай Сафронов. - Региональные программы пишутся без должного анализа, и ждать от них отдачи бессмысленно».
Как указано в Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области, энергопотери региона только в электросетях сейчас составляют в среднем 8 %. Основная причина - ветхость инфраструктуры. В Приангарье износ электрических сетей в настоящее время составляет в среднем 36 лет при нормативном сроке службы 40 лет. Из-за изношенных теплосетей на обогрев одного квадратного метра жилой площади расход тепла выше норматива в 1,5 раза.
Ликвидация энергопотерь путем выполнения определенных мероприятий является одной из главных задач долгосрочной целевой программы, которая начала действовать в Иркутской области с 2011 года. Однако, как показала прокурорская проверка, реализация закона в Иркутской области идет ни шатко, ни валко. Власти региона не уложились в сроки разработки и утверждения областной целевой программы. В муниципалитетах такие документы либо также приняты с опозданием, либо не разработаны вовсе. Нет собственных программ и у многих организаций коммунального комплекса. Кроме того, в конце 2010 года наблюдалась ситуация, когда районы, даже имея целевые программы, при принятии бюджетов на 2011 год не предусматривали на них финансирование.
В регионе близка к критической ситуация с проведением обязательных энергетических обследований предприятий и организаций, или энергоаудитом. Это важная составляющая закона, позволяющая оценить энергопотери того или иного объекта и на основе полученных результатов предпринять меры, чтобы, например, не отапливать улицу. Как сообщил генеральный директор СРО НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Владимир Головщиков, под обязательный энергоаудит в Иркутской области подпадает более 30 тыс. организаций. «Но на данный момент всего лишь несколько процентов предприятий прошли эту процедуру, например, аудиторами нашего СРО подготовлено немногим более 130 энергопаспортов, а срок заканчивается 31 декабря 2012 года», - говорит он.
Считать можно по-разному...
По словам Владимира Головщикова, причин тому, что энергоаудит буксует, несколько. Во-первых, федеральный закон был принят в конце 2009 года и власти на местах не успели в своих бюджетах предусмотреть средства на эти цели на 2010 год, поэтому работа началась только в 2011-ом и то при крайне ограниченных финансовых ресурсах. Во-вторых, большинство чиновников и руководителей бюджетных организаций просто-напросто плохо представляют себе, что подразумевает под собой энергоаудит.
Обостряет проблему и то, что энергоаудит должны проводить специализированные организации, а значит, для этой работы предприятиям необходимо нанимать подрядчиков, но суммы контрактов в ходе конкурсов зачастую снижаются настолько, что осуществить качественное обследование на эти деньги просто невозможно, поэтому работа ведется поверхностно, и энергопаспорт рискует быть забракованным.
Не все гладко и в плане установки приборов учета энергоресурсов в жилищном фонде. Если, например, в Иркутске, по данным СРО «Содружество ЖКХ», управляющие компании уже около 90 % домов оснастили счетчиками тепла и горячей воды, и потребители только трех крупных УК в прошлом году сэкономили 150 млн рублей на коммунальных услугах, то в некоторых муниципалитетах региона оснащенность приборами едва дотягивает до 30 %. Между тем, установка счетчиков - одно из обязательных условий, на которых выделяются деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов из Фонда содействия реформированию ЖКХ.
В то же время Иркутск вряд ли можно поставить в пример отстающим городам, ведь в областном центре в силу нечестности некоторых коммунальщиков счетчики оказались мало чем полезны населению, уверен председатель региональной общественной организации «Народный контроль» Евгений Еремеев.
«Все дело в том, что управляющие компании зачастую обманывают потребителей и взимают с них плату по нормативу, хотя в домах установлены счетчики», - говорит Евгений Еремеев. Он напомнил историю иркутянина Александра Скляра, который в 2010 году таким образом переплатил управляющей компании более 15 тыс рублей, а когда обратился в суд, коммунальщики поспешили добровольно вернуть деньги.
Власти спят
По мнению большинства участников коммунального рынка, в том, что экономить энергоресурсы в Приангарье до сих пор не начали, в первую очередь виноваты представители региональной власти, непосредственно отвечающие за реализацию закона об энергосбережении.
Действительно, по данным министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи, в прошлом году на реализацию мероприятий программы в качестве субсидии из федерального бюджета Приангарье получило почти 54 млн, но освоено было 43. Из регионального бюджета было выделено 100 млн рублей, но освоено около 89 млн. Софинансирование из бюджетов муниципалитетов составило всего 7 млн рублей.
В министерстве предпочли не отвечать на вопрос о том, как наш регион выглядит на фоне других субъектов в плане энергосбережения и повышения энгергоэффективности. Однако, по данным ведомства, в 2011 году было обследовано только 37 областных учреждений и 151 муниципальное. Не впечатляет и представленный министерством список уже выполненных мероприятий по энергосбережению. В Усть-Куте в прошлом году были реконструированы три котельные, в Ангарске сдали энергоэффективный дом, там же в двух школах и больнице установлены погодоведомые тепловые узлы, такое же оборудование появилось в Областной клинической больнице, в Нижнеудинске установлены счетчики тепло- и электроэнергии, автоматизированные тепловые пункты, а в Байкальске приобретены приборы учета и регулирования потребления тепловой энергии для системы теплоснабжения города. Какой результат от этого уже получен, министерство не сообщает, указывая лишь ожидаемый эффект от реализации мероприятий программы - 68 млн рублей в год.
Ведомство также привело свои данные о наличии программ энергосбережения в муниципалитетах, отметив, что на данный момент ее нет только в Катангском районе.
Между тем, областная прокуратура одной из причин многочисленных нарушений в энергосбережении называет отсутствие в Приангарье уполномоченного органа, который бы осуществлял контроль за реализацией федерального закона. Любопытно, что на ситуацию с энергосбережением в Иркутской области в феврале обратила внимание Генпрокуратура, и рекомендовала субъектам РФ, изучив опыт Приангарья, организовать надзор за реализаций федерального закона.